Металл Украины и мира

Россия: Экспорт металлолома с юга страны могут ограничить.

После того как правительство на полгода запретило экспорт стального лома из основных портов Дальнего Востока, чтобы помочь с сырьем “Амурметаллу”, аналогичные меры могут принять и для поддержки Абинского электрометаллургического завода (АЭМЗ) на Кубани. С инициативой выступили власти края, Минпром, по данным “Ъ”, должен провести совещание 6 июля. Против резко выступают переработчики лома, указывая, что ограничения противоречат нормам ВТО и вредят отрасли.

Минпромторг 6 июля планирует провести совещание по вопросу обеспечения сырьем АЭМЗ, рассказали “Ъ” источники среди ломозаготовителей. Один из них уточняет, что в конце июня власти Краснодарского края попросили ведомство квотировать экспорт лома из портов Азово-Черноморского бассейна, повысить экспортные пошлины или временно ограничить экспорт (у “Ъ” есть письмо главы департамента промполитики региона Ивана Куликова от 22 июня). Чиновник аргументировал просьбу тем, что АЭМЗ и “Новоросметаллу” (производит стальную заготовку) нужно не менее 2,33 млн. тонн лома в год, но экспорт лома растет (в 2017 году на 21,4%, до $1,3 млрд.), а вывозная пошлина снижена до 5% с 7,5%, что поднимает внутренние цены и создает дефицит сырья.

“Эксперт Юг” в 2017 году называл владельцем АЭМЗ депутата Госдумы от Краснодарского края от “Единой России” Ивана Демченко, который рассказывал изданию о том, как он с Шалвой Гибрадзе строил “Новоросметалл” и АЭМЗ. По данным ЕГРЮЛ, партнеры разделили бизнес в 2014-2015 годах, 80% АЭМЗ принадлежит ООО “Новосталь-М”, которым владеет полный тезка депутата Иван Иванович Демченко. Но депутат уточнил “Ъ”, что доля в заводе принадлежит его сыну (1995 года рождения). “Я акций не имею вообще, лет двенадцать уже не связан с заводом”, – заявил он. По его словам, “поддержка предприятия была инициирована заводом, а не властями Краснодарского края”. Мощности АЭМЗ по выплавке стали – 1,8 млн. тонн в год, по выпуску арматуры и катанки – 1,3 млн. тонн. Выручка за 2016 год – 28,3 млрд. руб., прибыль – 8,3 млрд. руб. (данных за 2017 год нет). В АЭМЗ вчера не смогли соединить “Ъ” с руководством и не ответили на запрос, в Минпромторге не ответили “Ъ”.

Директор НП “НСРО “Руслом.ком”” (объединяет свыше 160 ломозаготовителей) Виктор Ковшевный говорит, что потребление лома металлургическими заводами ЮФО упало в 2017 году на 14,4%, до 2,67 млн. тонн. При потребностях АЭМЗ в ломе в 1,8 млн. тонн в год завод закупает около 800 тыс. тонн, говорит он. “Но, как уточняют поставщики, дело в технологических простоях, а с точки зрения оплаты АЭМЗ – идеальный клиент”, – объясняет господин Ковшевный. На юге нет дефицита лома, уверяют в “Русломе”, хотя спрос высокий: в Ростовском порту лом покупают за 18 тыс. руб. за тонну, АЭМЗ предлагает 19,8 тыс. руб., а “на одном из заводов цена пробила 20 тыс. руб.”. По словам главы НП, крупные ломозаготовители (самарская Akron Holding, “Псковвтормет” и др.) уже заверили ассоциацию, что готовы обеспечить АЭМЗ сырьем.

Если ограничить экспорт, то цены для заводов временно упадут, но часть ломозаготовителей может уйти с рынка, считают в “Русломе”: “Бывают времена, когда потребители РФ платят плохо, тогда экспорт просто необходим”. По данным ассоциации, экспорт лома из портов Ростова, Ейска и Таганрога уже сократился с 1,27 млн. тонн в 2012 году до 634 тыс. тонн в 2017 году.

При этом, как сообщал “Ъ” в конце мая, “Амурметаллу” (Хабаровский край) уже удалось пролоббировать с конца июля и на полгода ограничение экспорта лома через порты Дальнего Востока. Правительство 19 мая утвердило список портов, где разрешен экспорт, и в нем нет Владивостока, Находки и Ванино, через которые вывозят до 90% лома в ДФВО. Ограничение экспорта противоречит нормам ВТО, напоминают в “Русломе”, “и есть основания оспорить в суде законность постановления правительства по ограничению экспорта на Дальнем Востоке”.

Источник “Ъ” на рынке отмечает, что для стивидоров лом – проблемный груз. Лом очень востребован на внутреннем рынке, есть вероятность, что заявленный на экспорт груз вызовет вопросы у таможни, может быть арестован и занимать дополнительные склады, что усложняет работу порта, поясняет он. (Коммерсант/Металл Украины и мира)

Exit mobile version