Металл Украины и мира

Мир: Рынок черных металлов в августе 2018 года

В течение августа цены на стальную продукцию на мировом рынке, в основном, снижались. Наибольшее негативное влияние на него при этом оказал кризис в Турции, где из-за падения курса национальной валюты местным металлургам пришлось срочно искать новых покупателей за пределами страны. Кроме того, в прошедшем месяце начали свое действие американские санкции против Ирана, а торговый конфликт между США и Китаем перешел в новую стадию.

Для рынка листового проката август выдался относительно спокойным. Спрос на эту продукцию повсеместно был умеренным и определялся, прежде всего, сезонными факторами. Ценовые колебания в большинстве регионов оказались незначительными.

Наибольшие потери в течение месяца понесли, пожалуй, американские и российские производители. И тем и другим пришлось понизить цены примерно на $20-25/т по сравнению с началом августа. При этом в США происходила, можно сказать, нормализация обстановки после взлета во втором квартале, вызванного введением стальных тарифов, тогда как для российских экспортеров листового проката основные проблемы возникли в связи с событиями в Турции.

Резкое падение турецкой лиры в начале августа затем сменилось стабилизацией после отскока. Но в целом данная валюта подешевела примерно на 60% по отношению к доллару по сравнению с началом текущего года. Так как значительная доля потребления листовой продукции в Турции потребляется в экспортных отраслях (автомобилестроение, производство бытовой техники и стальных труб), обвала в этом секторе не произошло, но внутренний спрос все равно сократился, а импортеры потребовали уступок от внешних поставщиков и добились их.

К концу августа стоимость российского горячекатаного проката при поставках в Турцию и другие страны Ближнего Востока опустилась до около $560-570/т FOB, что, впрочем, превышает примерно на 3-5% минимальный для этого года уровень конца мая – начала июня. При этом на мировом рынке данной продукции усилилась конкуренция, так что спад может продолжиться и в следующем месяце.

Турецкие компании вследствие ухудшения внутренней конъюнктуры начали расширять поставки листового проката за рубеж, предлагая его, в частности, в страны Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Повышенную активность на мировом рынке проявляют в последнее время и индийские металлурги. Их продукция в середине августа, в частности, продавалась даже в Турцию по вполне конкурентоспособным ценам.

Одной из основных проблем индийских поставщиков стало введение квот на импорт стальной продукции в Евросоюзе в середине июля. Так как значительная часть годовой квоты по горячекатаному прокату уже израсходована, многие европейские трейдеры опасаются совершать новые сделки с поставщиками из-за пределов ЕС, опасаясь, что заказанная продукция поступит слишком поздно и будет обложена 25%-ным тарифом. При этом в относительно более выгодном положении находятся турецкие компании и российская “Северсталь”, которые могут осуществлять достаточно оперативные поставки.

Тем не менее, из-за снижения покупательского интереса котировки на импортную листовую продукцию в ЕС в августе пошли вниз. Местные производители постарались использовать сужение импорта в свою пользу, объявив о подорожании своего проката. Но на европейском рынке почти до самого конца месяца царило затишье, так что анонсированное региональными металлургами повышение на 10-20 евро/т отложено на сентябрь.

Китайские производители в первой половине августа медленно сбавляли экспортные котировки параллельно с понижением курса юаня по отношению к доллару. Да и спрос на листовой прокат в Восточной Азии в прошедшем месяце был низким из-за погодных условий (дождливый сезон). Однако хотя торговые переговоры со США завершились провалом, и обе страны снова расширили действие защитных пошлин на товары друг друга, Народный банк Китая ближе к концу августа все-таки немного укрепил юань, после чего китайские компании начали пересматривать свои цены в сторону повышения.

Подорожанию китайского проката за рубежом способствовал и подъем на внутреннем рынке. Конфликт со США пока не оказывает негативного влияния на китайскую экономику, спрос на стальную продукцию остается высоким, а вот объем предложения, по общему впечатлению, сокращается. Из-за экологических проблем правительство КНР вводит новые ограничения на производство агломерата, чугуна и стали для металлургических комбинатов. Благодаря дороговизне листового проката внутри страны китайские компании не уделяют значительного внимания экспортным операциям и не идут на серьезные уступки.

Для российского внутреннего рынка одним из важнейших факторов в августе стало ослабление рубля вследствие введения новых американских санкций. По этой причине металлургические компании объявили о повышении цен на тонколистовой прокат на 1-2 тыс. руб./т с перспективой дальнейшего роста в сентябре. Но повторить этот подъем на спотовом рынке оказалось проблематично из-за недостаточного спроса.

Для этого сектора влияние турецкого августовского кризиса оказалось очень существенным. Падение курса лиры привело к резкому удорожанию валютных кредитов, а Центральный банк страны еще во время предыдущего валютного шока в мае был вынужден поднять процентные ставки. Все это сильно ухудшило, прежде всего, положение национальной строительной отрасли, вызвав обвал внутреннего спроса на прокат.

На внешних рынках позиции турецких производителей арматуры пошатнулись после решения американских властей об удвоении для Турции ставки стальных тарифов до 50%. Ранее турецкие компании могли рассчитывать на возобновление поставок данной продукции в США, но теперь этот рынок для них закрылся. Металлурги были вынуждены срочно искать новых покупателей, прежде всего, в странах Восточной Азии. При этом им пришлось сбавить цены от $540-550/т FOB в начале августа до менее $520/т в конце.

В Европе многие производители сортового проката в августе традиционно приостановили работу на период отпусков. Покупательская активность при этом была минимальной. Однако металлурги еще до наступления каникул успели взвинтить цены на арматуру, воспользовавшись тем, что большая часть годовой квоты на импорт данной продукции уже использована. Средний уровень котировок в регионе достиг при этом максимальной отметки за последние шесть с половиной лет. По этой причине европейские компании еще в конце июля практически прекратили экспортировать арматуру за пределы ЕС.

Подъем в секторе сортового проката произошел в августе и в Китае. Здесь котировки на Шанхайской фьючерсной бирже достигли семилетнего максимума. Скачку цен при этом не смогла помешать даже необычно жаркая погода, установившаяся с июля на большей части страны, из-за чего активность в национальной строительной отрасли должна была уменьшиться.

Подорожанию арматуры в Китае зато способствовали реализация крупных инфраструктурных проектов с госинвестициями и ускорение роста в секторе жилищного строительства. Кроме того, ужесточение экологических стандартов и перебои с поставками электроэнергии в ряде провинций должны были привести к некоторому сокращению производства стали и проката. Китайская статистика этого пока не подтверждает: с мая по июль среднесуточная выплавка стали в стране находилась на рекордно высоком уровне. С другой стороны, складские запасы арматуры все это время были постоянно низкими.

Минимальные складские запасы спровоцировали острый дефицит арматуры и в России. Некоторое оживление в строительном секторе в конце июля, продлившееся и в августе, привело к быстрому исчерпанию резервов и появлению ажиотажного спроса. К концу прошедшего месяца одни дистрибьюторы вообще сняли с продажи самые востребованные типоразмеры арматуры, а другие стали указывать в прайс-листах сильно завышенные цены – более 50 тыс. руб./т с НДС.

Очевидно, в сентябре котировки должны понизиться, но не сильно. Металлургические компании тоже поспешили воспользоваться благоприятной конъюнктурой, объявив о поднятии заводских цен до рекордно высокого уровня – в среднем, 42 тыс./т CPT Москва для востребованной продукции А500С размером 12 мм.

На рынке заготовки в последний месяц происходила широкомасштабная реструктуризация. Прежде всего, Турция, ранее выступавшая нетто-импортером полуфабрикатов, из-за валютного кризиса превратилась в крупного экспортера. Местные компании, вынужденные резко сократить внутренние продажи и лишившиеся канала сбыта арматуры в США, дружно переквалифицировались в поставщиков заготовки. А низкий курс лиры позволил им устанавливать на нее минимальные цены.

Для производителей из СНГ превращение турецких компаний из покупателей в конкурентов обернулось падением спроса и цен на Ближнем Востоке. Стоимость полуфабрикатов российского производства упала от около $500/т FOB в начале августа до порядка $480/т в конце. А потребители в Турции и Северной Африке настаивали на понижении еще на $10-20/т.

Однако поддержку заготовке оказали американские санкции против Ирана, вступившие в силу в начале августа. Большинство традиционных покупателей иранских полуфабрикатов в странах Персидского залива и Юго-Восточной Азии решили не ссориться со США и объявили о прекращении сделок (по крайней мере, по официальным каналам). Это позволило экспортерам из России и Турции заместить иранцев на данных рынках.

Безусловно, демпинговая политика со стороны Турции привела к падению цен на заготовку в Азии не менее чем на $20-25/т в течение августа. Но зато дешевизна заставила временно покинуть этот регион местных и отчасти арабских поставщиков. А в сентябре, когда подойдет к концу дождливый сезон, можно будет рассчитывать на расширение спроса на полуфабрикаты в азиатских странах, а также на возобновление роста цен.

Китайские поставщики товарной заготовки по-прежнему находятся вне рынка. Эта продукция тоже подскочила внутри страны до шестилетнего максимума вследствие сокращения объема предложения после введения производственных ограничений в Таншане – “металлургической столице” КНР. Поэтому зарубежные поставки китайским компаниям просто не интересны.

Спровоцированный Турцией обвал в полной мере затронул и рынок металлолома. Турецкие металлургические компании, являющиеся крупнейшими покупателями этого сырья, в конце июля и первой половине августа, в основном, отказывались от заключения сделок, а затем добились понижения котировок на материал HMS № 1&2 (80:20) американского, европейского и российского происхождения почти до $300/т CFR – на $35-40/т по сравнению со второй половиной июля.

Правда, этот спад оказался кратковременным. Возобновив закупки лома, турецкие металлурги дали трейдерам возможность снова увеличить его стоимость до $305-310/т. Но о возвращении на прежний уровень речи пока не идет. Низкий курс лиры, спад на турецком рынке сортового проката, сужение объемов выплавки стали в стране и дешевизна заготовки и арматуры, очевидно, будут удерживать лом от повышения.

Ухудшение конъюнктуры в Турции спровоцировало удешевление металлолома и в других регионах. Тем более, что в августе спрос на этот материал был ограниченным по обе стороны Атлантики. В Европе понижение цен составило порядка 5-10 евро/т, а вот американские трейдеры были вынуждены пойти на уступки в пределах $20-30/т. При этом не исключается дальнейшее уменьшение стоимости лома в сентябре.

В то же время, в Азии обстановка была менее однозначной. Во время дождливого сезона сократилось потребление сырья в Индии, что способствовало падению импортных котировок на $20-25/т в течение августа. Однако в Японии металлургические компании, наоборот, поднимали закупочные цены на лом, а местные компании добились его подорожания при поставках в такие страны как Корея и Вьетнам. Не подешевел в течение месяца и американский материал, поставляемый на Тайвань.

Вероятно, одной из причин устойчивости металлолома в Азии стал уход с внешних рынков китайских компаний. С одной стороны, весной текущего года правоохранительные органы страны пресекли широкомасштабные контрабандные поставки сырья в обход экспортных пошлин. С другой, в последние месяцы в самом Китае резко расширилось собственное потребление металлолома, и для экспорта не осталось излишков.

Спотовый рынок железной руды начал август с подъема. Импортное сырье в Китае и котировки на товарной бирже в Даляне достигли наивысших отметок за последние пять месяцев – соответственно свыше $69/т CFR и более $75/т. В дальнейшем котировки, правда, понизились, но австралийский материал с 62% железа, закупаемый китайскими компаниями, как правило, не опускался ниже $66/т. На бирже цены в юанях тоже сохраняли относительную стабильность.

В целом железная руда в Китае находится в двойственном положении. С одной стороны, экологические ограничения, налагаемые правительством и местными администрациями на металлургов, приводят к сокращению выплавки чугуна и стагнации спроса на руду. С другой, китайские компании по-прежнему заинтересованы в расширении импорта высококачественного сырья. Из-за этого на местном рынке сохраняются высокие премии на материал с более 62% железа.

Китайские объемы закупок руды тоже пока не вызывают обеспокоенности у поставщиков. Июльский показатель незначительно превысил уровень аналогичного периода предыдущего года, а по итогам семи месяцев закупки менее чем на 1% отстали от прошлогоднего графика. Ведущие экспортеры железорудного сырья ведут достаточно осторожную политику, заявляя о том, что будут вводить в строй новые мощности лишь при условии их безусловной востребованности.

События последних месяцев заставляют по-новому оценить перспективы мирового рынка железной руды. Если ранее большинство экспертов в западных банках и инвестиционных компаниях прогнозировали снижение стоимости этого сырья до $50-55/т CFR Китай уже во второй половине текущего года, то теперь все больше специалистов считают, что цены, как минимум, до 2019 г. останутся ниже отметки $60/т.

Обстановка на этом рынке в августе практически повторяла ту ситуацию, что сложилась в железорудном секторе. Август начался для поставщиков коксующегося угля с небольшого повышения цен, которые благодаря этому ушли с годового минимума – около $170/т FOB для “твердого” австралийского материала. Основной причиной этого роста стала активизация спроса на высококачественный импортный материал в Китае.

Однако в дальнейшем китайские компании быстро сократили закупки, вследствие чего уголь начал медленно понижаться. Потребности национального рынка удовлетворяются, по большей части, за счет внутренних поставок. Кроме того, сужению спроса на импортное сырье способствовали ослабление юаня, продолжавшееся до начала третьей декады августа, и продиктованные природоохранными интересами ограничения на работу китайских меткомбинатов.

В то же время, существенное удешевление угля в обозримом будущем по-прежнему выглядит маловероятным. Китайские компании остаются на рынке, сохраняются и их потребности в приобретении высококачественного малосернистого сырья. Индия постепенно наращивает импорт коксующегося угля вследствие расширения выплавки стали. Тем более, что во внутренних перевозках приоритет отдается энергетическим маркам угля.

Наконец, повышающее воздействие на рынок может оказать введение пошлин на американский коксующийся уголь в Китае и Турции. Хотя для этих стран поставки данного сырья из США не играли особой роли, китайским и турецким металлургам так или иначе придется увеличить закупки в других странах. Для американских же угольщиков, существенно расширивших в этом году экспорт коксующегося угля, пошлины, определенно, представляют собой негативный фактор, ведущий к увеличению дисконтов на их материал по сравнению с базовым австралийским.

В августе покупательская активность на рынке массовых ферросплавов в большинстве регионов была низкой – в основном, под влиянием сезонных факторов. Котировки, по большей части, сохраняли стабильность или медленно уменьшались. Исключением из этого правила стали марганцевые ферросплавы и марганцевая руда в Китае, поставщики которых достигли за последний месяц ощутимого подорожания.

Рост цен на силикомарганец в Китае стартовал в начале августа, когда металлургические компании, возобновив закупки этой продукции, столкнулись с нехваткой предложения. Ряд ферросплавных заводов сократили объем выпуска этим летом из-за дефицита электроэнергии, который в некоторых провинциях отмечался почти до конца августа вследствие рекордно жаркой погоды. Некоторые предприятия вообще были вынуждены приостановить работу после проверок, проведенных экологическими органами.

При этом потребление качественного силикомарганца (не менее 65% Mn) в Китае расширяется высокими темпами благодаря резкому увеличению электросталеплавильного производства. Борьба китайских властей за чистоту воздуха приводит к сокращению выплавки чугуна в доменных печах, тогда как предприятия, оснащенные электропечами, наоборот, имеют все возможности для наращивания выпуска. Особенно, после того как в первой половине прошлого года в стране было закрыто несколько сотен небольших заводиков, выплавлявших низкокачественный металл в индукционных печах. Вследствие этого высвободились значительные резервы металлолома.

Активизация спроса привела к подорожанию силикомарганца в Китае примерно на 10% в течение августа – от немногим более 8000 юаней до 8800-8900 юаней ($1110-1125 без НДС)/т EXW. Одновременно пошла вверх и марганцевая руда, прибавившая за месяц порядка 7-8%. Китай вынужден импортировать все больше этого сырья из-за исчерпания запасов на многих месторождениях на собственно территории, так что снижение курса юаня в течение первой половины августа способствовало дальнейшему подъему цен на силикомарганец. Правда, во второй половине месяца китайская валюта несколько укрепилась по отношению к доллару, а рост цен замедлился.

Поставщикам ферросилиция в Китае, между тем, не удалось добиться аналогичного повышения. Спрос на эту продукцию так и оставался слабым в течение всего месяца, поэтому ограниченный объем предложения не оказал практически никакого влияния на цены. Стоимость материала FeSi-75 прибавила до 100 юаней/т (до 6900-7000 юаней), но почти не изменилась в долларовом эквиваленте. Экспортные котировки на китайский ферросилиций продолжили медленное снижение, опустившись ниже отметки $1400/т FOB. Впрочем, поставщики рассчитывают на возвращение покупателей на рынок в сентябре и в связи с этим надеются на реванш.

Аналогичные настроения были распространены в последнее время и у европейских производителей массовых ферросплавов. Спрос на ферросилиций и марганцевые ферросплавы в ЕС в прошедшем месяце практически отсутствовал. Цены незначительно понизились по сравнению с июлем, но трейдеры ожидают новых контрактов в сентябре и поэтому, как правило, не идут на уступки. (Metallplace.ru/Металл Украины и мира)

Exit mobile version