Два месяца назад, а именно 2 июля 2018 года, Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) по предъявлению Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) начало антидемпинговое расследование в отношении импорта в Украину прутков из углеродистой и легированных сталей происхождением из Беларуси и Молдовы, пишет UBR.
Сейчас расследование находится на завершающей стадии, и в случае, если требование инициатора расследования будет удовлетворено, будут введены пошлины на прутки (их условия еще предстоит определить МКМТ). Соседи перспективам введения пошлин со стороны Украины откровенно не рады. В профессиональных кругах Молдовы и Беларуси нарастает бурная дискуссия, которая перешла в СМИ.
Особенно переживают молдаване – и их понять можно. Совсем недавно – в мае 2018 года – флагманское предприятие – Молдавский металлургический завод (ММЗ, г. Рыбница, Молдова-ПМР) – на 3 года попало в санкционный список СНБО Украины, направленный против российских компаний. И вот теперь на горизонте замаячили пошлины на продукцию молдавской металлургии, которая, кстати, пользуется в Украине большим спросом.
Информагентство “ИнфоМаркет” (Кишинев, Молдова) на днях опубликовало свое видение сложившейся ситуации, которое как минимум следует принять во внимание. Примечательно, что позиция украинских бизнес-СМИ “Дело” и “Эксперт. Украина” совпадает с молдавской.
Ряд опрошенных данными СМИ аналитиков обращают внимание на то, что санкции и пошлины Украина вводит очень избирательно и в интересах одного и того же завода – им является меткомбинат “Арселор Миттал Кривой Рог” (АМКР). Именно это предприятие-монополист является инициатором всех антидемпинговых расследований, как против России (введенные в феврале 2018 года пошлины на импорт из РФ арматуры и катанки), так против Молдовы и Беларуси.
С вышеизложенным сложно не согласиться: в материалах расследования МКМТ изучается целесообразность введения пошлин исключительно по отношению к пруткам горячекатаным в стержнях (именно такие являются одной из основных номенклатурных позиций для АМКР). Горячекатаные прутки – это арматурный прокат, применяемый в строительстве (относится к категории длинномерного проката). Пруткам в бунтах и более дорогим в производстве холоднокатаным пруткам пошлины пока что не грозят (даже если они и были произведены государством-агрессором или при его участии).
Более того, в июне-июле 2018 года уровень цен на длинномерный прокат в Украине и так уже был самый высокий за последние годы, что является наглядным свидетельством не в пользу санкций и повышения пошлин. Только в течение года вследствие в том числе монополизации рынка со стороны АМКР цены выросли более чем на 30%. В этой ситуации, по мнению представителей украинских ломозаготовительных предприятий, импорт проката необходим для того, чтобы сдерживать увеличение цен.
Кто ответит за необоснованные санкции? Аналитики ИА “ИнфоМаркет” уверены, что повод (связь с российским капиталом) для включения ММЗ в санкционный список – надуманный, тогда как настоящая причина заключается в стремлении украинских металлургов усилить контроль над рынком металлолома. Патовость ситуации в том, что если нет дефицита лома, то и необходимости в санкциях СНБО против ММЗ не было (ведь они были введены по инициативе “Укрметаллургпрома”).
В Объединении предприятий “Укрметаллургпром” подтверждают, что введение санкций в отношении ММЗ должно привести к сокращению дефицита металлолома, в котором якобы остро нуждаются украинские металлургические предприятия.
Молдавские же экономисты, проанализировав пиковые скачки объемов экспорта и импорта лома черных металлов, пришли к выводу, что экспорт в пользу ММЗ вообще не влияет на дефицит этого сырья в Украине. В аналитической публикации ИА “ИнфоМаркет” отмечается, что увеличение экспорта в первом квартале 2018 года в 3,6 раза в натуральном выражении при увеличении импорта всего на 28,6% в натуральном выражении демонстрирует явный избыток лома в Украине и не указывает на его нехватку на внутреннем рынке.
“Если бы в Украине действительно не хватало сырья для металлургических предприятий, то при таком разрыве динамики роста экспорта и импорта это вызвало бы резкий рост цен на металлолом на внутреннем рынке”, – уверены аналитики ИА “ИнфоМаркет”. В то же время роста цен на внутреннем рынке относительно мировых рынков не произошло – и это лучшим образом показывает удовлетворенность украинских металлургических предприятий предложением лома черных металлов. Более того, экспортные цены выросли даже несколько больше, чем импортные, т.е. для экономики Украины выгодно экспортировать лом черных металлов.
Привлекает внимание и тот факт, что объемы экспорта металлолома из Украины в Молдову и импорта из Турции за I квартал 2018 года были практически идентичны в денежном выражении, составив 76% и 75% соответственно. Т.е. в указанный период Украина фактически выполняла роль транзитного узла в международных поставках металлолома и нашла свое место в этой части международной экономики.
Тут уместным будет сообщить, что в Украине ломосборочные предприятия постоянно критикуют власти за нерыночное ограничение экспорта лома. Так, президент Украинской ассоциации вторичных металлов (“УАВтормет”) Владимир Бублей в письме к президенту Петру Порошенко указывал на манипулирование оценками ситуации по обеспечению металлоломом метпредприятий, производственными показателями и ценовой информацией с целью лоббирования коммерческих интересов исключительно в пользу одной отрасли – металлургии.
По его словам, ограничение экспорта обуславливает несвоевременность расчетов за поставленный металлолом в Украине, является причиной низких цен на него на внутреннем рынке, как следствие, снижается заготовка лома, сокращаются поставки на метпредприятия.
Более того, введя санкции в отношении ММЗ и таким образом искусственно ограничив экспорт металлолома, Украина лишила себя 1 млн. евро в месяц бюджетных поступлений. Именно столько сейчас недополучает бюджет в виде экспортных пошлин от деятельности ломозаготовителей в результате разрыва существовавших до введения санкций производственных связей. ММЗ же переориентировался на импорт лома из ЕС.
В Украине на протяжении последних двух лет особенно активно муссировалась тема нехватки металлолома. Ряд СМИ даже указали на виновника всех бед отечественной металлургии – им оказался ММЗ. Предприятие ко всему еще обвинили и в том, что сырье оно получает контрабандным путем из Украины.
Пикантности ситуации придает следующее заявление экс-замминистра экономразвития Максима Нефьодова: “Одной рукой металлурги продавливают тезис о том, что лома категорически не хватает, а другой рукой сами же имеют контракты на экспорт миллионов тонн металлолома”.
Этой фразе уже более двух лет, но актуальности она не потеряла (хотя в том же 2016 году квоты на экспорт металлолома и были заменены на пошлины). Что имел в виду чиновник, стало ясно, когда в марте 2016 года МЭРТ Украины впервые раскрыло информацию о том, кто и в каких объемах хотел получить квоты на экспорт лома черных металлов. Также были названы компании, которые эти квоты получили.
С одной стороны, помимо комбината “Арселор Миттал Кривой Рог” активными лоббистами увеличения пошлин на лом черных металлов являются металлургические группы “Интерпайп” и “Метинвест”.
С другой же, как пишет издание “Дело”, лоббисты противоречат сами себе. Из общего количества экспортных заявок в 2016 году на 3827,65 тыс. тонн лома черных металлов, 2100 тыс. тонн (почти 55%) пришлось на три юридических лица. А именно ПАО “Интерпайп Днепровтормет”, ООО “Метинвест-Шиппинг” и ООО “Метинвест-Ресурс” (три заявки), которые являются дочерними структурами двух металлургических бизнес-групп – “Интерпайп” и “Метинвест”. В итоге каждая из компаний получила добро на экспорт 50 тонн. Такой же объем получило ЧАО “Керамет” – партнер корпорации ИСД. И за два последних года мало что изменилось.
После придания огласке экспортных заявок и квот на лом черных металлов упреки в адрес молдавского предприятия в том, что оно вымывает столь ценное для Украины сырье, прекратились. Зато внезапно в адрес ММЗ посыпались обвинения в контрабандном импорте металлолома.
Впрочем, молдавские СМИ в этой связи задались вполне естественным вопросом: если контрабанда и имеет место, то почему из-за собственных контрабандистов Украина вводит санкции против молдавского предприятия? Тут нелишним будет напомнить, что Молдова уже близка к полной реинтеграции Приднестровья и в большинстве случаев рассматривает эту территорию как свою юрисдикцию.
Все транспортные коридоры по направлению к ММЗ находятся под пристальным контролем Молдовы. Большинство стратегических грузов из Украины теперь допускаются только с официального разрешения Молдовы, а перечень товаров, подлежащих взаимному обмену информацией, постоянно увеличивается, целью чего является исключение фактов незаконного перемещения грузов и контрабанды. Впрочем, эти доводы СНБО не принято во внимание, а вскоре после массированной PR-кампании против ММЗ и обвинений в контрабанде были введены санкции, обоснованность которых продолжает вызывать вопросы.
Сейчас, когда ММЗ ограничен санкциями, сторонники введения пошлин на импорт прутков продолжают апеллировать к тому, что в Украине присутствует избыток предложения этой товарной группы. Действительно, до начала военных действий на востоке Украины (т.е. до 2014 г.) основными производителями горячекатаных прутков в Украине являлись: ПАО “АрселорМиттал Кривой Рог”, ЧАО “Енакиевский металлургический завод”, ОАО “Макеевский металлургический завод” (структурное подразделение ЧАО “Енакиевский металлургический завод”), ЧАО “Донецксталь” – металлургический завод” (ранее – “Донецкий металлургический завод”). В меньших объемах и/или на непостоянной основе прутки производили следующие предприятия: ПАО “Запорожсталь”, ЧАО “Донецкий электрометаллургический завод”, ЧАО “Днепроспецсталь”, ЧАО “Металлургический комбинат “Азовсталь”. С конца 2014 года горячекатаные прутки также производит ПАО “Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского”.
С началом военных действий на востоке Украины три из самых крупных производителей прутков – Енакиевский, Макеевский, Донецкий металлургический (ЧАО “Донецксталь”), а тажке Донецкий электрометаллургический завод – перешли под контроль непризнанной “ДНР”, а собственники утратили контроль над этими предприятиями. В результате в Украине образовался острый дефицит этой товарной группы, а из крупных игроков на рынке остался лишь “Арселор Миттал Кривой Рог”, фактически являющийся монополистом на рынке производства металлопроката.
“АрселорМиттал Кривой Рог” – вообще самый крупный из всех производителей стального проката в Украине, при этом специализацией предприятия является производство длинномерного проката (в частности, арматуры и катанки). В справке для инвесторов сообщается, что доля АМКР на рынке металлопродукции достигает 20%. Производственные мощности предприятия рассчитаны на ежегодный выпуск более 6 млн. тонн проката, а также около 7 млн. тонн стали и более 7,8 млн. тонн чугуна. При этом, по данным ОП “Укрметаллургпром”, за 12 месяцев 2017 года украинскими металлургами произведено 18,44 млн. т металлопроката; текущий год с незначительными коррективами повторяет прошлогоднюю динамику. Таким образом, доля комбината “АрселорМиттал Кривой Рог” на рынке металлопроката Украины приближается к 33% при полной загрузке. Тут нелишним будет напомнить, что монопольным считается положение, при котором компания занимает 35%, так что АМКР балансирует на грани и в любой момент может быть признан монополистом.
Что касается основной специализации АМКР, а именно длинномерного проката, то тут, по оценочным данным, доля комбината в различные периоды составляла до половины всего объема украинского производства. Непосредственно же по пруткам АМКР в 2017 году занял исключительное положение, произведя порядка двух третей всего объема этой товарной группы в стране.
Сейчас монопольное положение АМКР укрепляется – до конца 2018 года криворожский комбинат намерен завершить реконструкцию мелкосортного стана 250-4 во II сортопрокатном цехе. После модернизации здесь можно будет катать арматуру в прутках из заготовки сечением 150х150 мм (а также производить востребованную на рынке арматуру в шпулерных мотках). Плановая мощность реконструированного стана составит 1,05 млн. т продукции в год, таким образом производственные мощности АМКР по прокату увеличатся ориентировочно на 15%.
Весьма вероятно, что результатом этой модернизации вкупе с наложением санкций на прутки из соседних стран станет дальнейшее повышение цен на прутки на внутреннем рынке.
Но как уже было сказано выше, сейчас цены на прутки вследствие в том числе монополизации рынка со стороны АМКР выросли более чем на 30%, что уже повлекло увеличение себестоимости строительства на 10-12%. В этой ситуации, импорт этой товарной группы жизненно необходим для того, чтобы сдерживать увеличение цен, которые на внутреннем рынке диктует криворожский комбинат.
На словах Украина заявляет о том, что Молдова – один из основных партнеров. А на деле между странами сохраняется отрицательное сальдо: при товарообороте $576 млн. экспорт из Молдовы в Украину составил всего около $65 млн., остальное – это импорт из Украины в Молдову. “На отрицательное сальдо повлияло то, что мы восстановили закупку электроэнергии из Украины, но есть еще и другие товары”, – уточнил премьер-министр Молдовы Павел Филипп.
Филипп также выражал надежду, что Киев и Кишинев договорятся о снятии пошлины на цемент, которое сохраняет украинская сторона. Но не тут-то было – Украина решила ввести еще одну пошлину. Стоит ли говорить, что в случае введения Украиной антидемпинговых пошлин на прутки ММЗ (с сертификатами происхождения Молдовы) сальдо между Молдовой и Украиной покажет еще больший дисбаланс и будет отличаться более чем в 10 раз, что в целом негативно отразится на товарообороте между двумя странами.
И еще не сказал свое веское слово Евросоюз. ЕС уже несколько раз давал понять украинским политикам, что они увлеклись санкциями. В прошлом году, например, отечественные парламентарии проголосовали за продление на два года действия повышенной пошлины на экспорт металлолома.
При этом два года назад источники в Еврокомиссии уверяли: они получали четкие гарантии от президента Порошенко, что пошлины не будут продлены. Именно поэтому вопрос пошлин на металлолом больше не поднимался в качестве условий возобновления макрофинансовой поддержки ЕС. Но пошлины, как известно, были подняты с 10 до 30 евро, а затем и до 42 евро за тонну.
Сейчас пошлины не просто повышены – они еще, возможно, будут выборочно пересмотрены в отношении Молдовы – участника ВТО и члена Соглашения об Ассоциации с ЕС. И не исключено, что в таком случае ЕС может пойти на публичный экономический конфликт с Украиной. А наша страна в очередной раз предстает ненадежным партнером, нарушающим свои обязательства. (kontrakty.ua/Металл Украины и мира)