Металл Украины и мира

Мир: Рынок металлургического сырья в июне 2019 года

Цены на металлолом в Турции и странах Восточной Азии пошли на снижение уже в конце мая, а в июне этот процесс продолжился под влиянием общего спада на мировом рынке стали, в значительной мере затронувшего страны, являющиеся экспортерами данного сырья.

Турецким компаниям так и не удалось добиться устойчивого повышения котировок на сортовой прокат, поэтому при размещении новых заказов на сырье они настаивали на его удешевлении. Европейские и американские поставщики шли на уступки вследствие низкого спроса на лом и снижения его стоимости по обе стороны Атлантического океана. При этом, если в Европе спад в июне составил не более 5-10 евро/т по сравнению с маем, то в США произошло падение цен на $20-30/т.

Количество крупных сделок по поставкам металлолома в Турцию после Рамадана было незначительным. Одни металлургические компании смогли ранее пополнить запасы, другие не были обеспечены заказами на прокат и заготовку. Стоимость европейского и американского материала HMS № 1&2 (80:20), в конце мая превышавшая $300/т CFR, в середине июня опустилась до $280-285/т, а минимальный уровень при приобретении американского сырья составил $278/т CFR. В то же время, турецкие металлурги достаточно активно приобретали более дешевый материал в Ливии и Балканских странах.

Ближе к концу июня интерес турецких компаний к импорту американского и европейского лома возрос, что позволило поставщикам приподнять цены до более $280/т CFR. Однако продолжение роста в июле и возвращение котировок к отметке $300/т выглядит сомнительным из-за слабости турецкого и регионального рынка сортового проката.

В Азии спад затронул, прежде всего, японский рынок металлолома. С наступлением дождливого сезона в начале июня спрос на стальную продукцию в национальной строительной отрасли упал. Соответственно, компания Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший покупатель металлолома в стране, только за две первые декады месяца пять раз снижала закупочные цены на своих мини-заводах. Корейские металлурги, со своей стороны, за это время тоже добились удешевления японского сырья, в среднем, на $20/т, а также получили скидки от американских и российских поставщиков.

В других странах региона спрос на металлолом был очень низким, цены постепенно снижались. По-видимому, такая же обстановка будет наблюдаться на этом рынке и в ближайшие несколько недель.

На рынке железной руды в июне произошел очередной подъем. Данные о рекордных объемах выплавки стали в Китае в мае (89,1 млн. т или почти 1,05 млрд. т в годовом эквиваленте) и непрерывное сокращение запасов руды в китайских портах до наименьшего уровня с января 2017 г. способствовали подорожанию этого сырья до наивысшей отметки с апреля 2014 г.

В начале третьей декады июня значение спотового индекса Metal Bulletin, отражающего стоимость австралийского концентрата с 62%-ным содержанием железа на условиях CFR Циндао, превысило $117,5/т. В Китае биржевые цены в ходе торгов на пике превышали $120/т. В дальнейшем котировки, правда, несколько снизились, но все равно остаются на очень высоком уровне, особенно, учитывая спад на мировом рынке стали.

Безусловно, подорожание железной руды в значительной мере объясняется недостаточным объемом предложения. В мае китайский импорт ЖРС был на 11% меньше, чем в тот же месяц 2018 г., а по итогам пяти месяцев отставание от прошлогоднего уровня составило более 5%. При этом поставщики сырья не могут оперативно покрыть дефицит.

Как раз в середине июня австралийская корпорация Rio Tinto объявила об уменьшении прогнозируемого на текущий год объема добычи руды на 13 млн. т по сравнению с более ранними оценками. Эти потери были понесены еще в конце марта из-за тропического циклона, а восполнить их нет возможности из-за ограниченной пропускной способности железных дорог и портов.

Бразильская компания Vale, со своей стороны, немного ослабила напряженность. Благодаря вынесенному в ее пользу судебному решению она 22 июня объявила о возвращении к полной загрузке рудника Brucutu, крупнейшего на юге страны. Ранее добычу там пришлось сократить в три раза, до 10 млн. т в годовом эквиваленте, из-за наличия там хвостохранилища. Только после нескольких месяцев разбирательств Vale удалось доказать его безопасность и получить разрешение на использование.

Впрочем, даже с учетом возвращения на мировой рынок 20 млн. т годовых мощностей баланс спроса и предложения на нем в 2019 г., по оценкам специалистов, будет подведен с дефицитом в размере до 50 млн. т. Поэтому в ближайшем будущем железная руда дешевой не станет. Вообще, цены на нее могут опуститься лишь в том случае, если китайские компании сократят выплавку стали, а запасы сырья в местных портах снова начнут увеличиваться.

Спрос на коксующийся уголь в прошедшем месяце сократился, что привело к небольшому понижению цен. В частности, стоимость высококачественного “твердого” австралийского материала уменьшилась от $200-205/т FOB в конце мая до $190-195/т в первой половине июня, а в дальнейшем стабилизировалась на этой отметке.

Интерес к приобретению премиального угля упал, прежде всего, в Китае, где подорожание железной руды заставило металлургов перейти к режиму экономии. Тем более, что объемы производства кокса в весенние месяцы были избыточными, поэтому участники рынка сейчас расходуют накопленные ранее запасы, сократив новые закупки сырья. К тому же, к началу лета нормализовались внутренние поставки. В первые месяцы текущего года некоторые угольные шахты в Китае простаивали из-за проверок уровня безопасности труда, но в мае-июне эти перебои прекратились.

Еще одной причиной, снизившей интерес китайских компаний к австралийскому углю, стали опасения по поводу возможного введения импортных ограничений. С целью поддержки национальной угледобывающей отрасли китайские власти фактически ввели квоты на внешние закупки сырья. В мае китайский импорт угля внезапно подскочил, а теперь местные компании перешли к более осторожной политике.

Скорее всего, китайские импортеры и в июле будут проявлять умеренную активность, так что подъема цен на коксующийся уголь в ближайшем будущем не ожидается. Но и существенный спад тоже выглядит маловероятным, так как спрос на этот материал со стороны Индии, Кореи, Японии и Тайваня достаточно стабильный.

Рекордные объемы выплавки стали в Китае способствуют расширению спроса на марганцевые ферросплавы. К тому же, в ноябре прошлого года в стране были введены новые стандарты на арматуру, предусматривающие увеличение содержания в ней марганца вплоть до 1,8%. За первые пять месяцев текущего года в Китае было произведено порядка 95,7 млн. т арматуры, что на 17% превышает показатель аналогичного периода 2018 г. И хотя солидную часть этого прироста обеспечили предприятия с электродуговыми печами (ЭДП), не нуждающиеся в ферросплавах, потребность в марганцевой продукции в стране стабильно растет.

В мае стоимость силикомарганца в Китае падала при том, что объем его выпуска достиг максимального показателя с начала текущего года, но в следующем месяце ситуация полностью переменилась. С одной стороны, перебои с поставками электроэнергии и новые экологические проверки привели к уменьшению производства этого материала в провинциях Нинся и Гуанси. С другой, металлургические компании увеличили закупки, начав заключать договора на третий квартал.

В результате спотовые цены на SiMn 65-17, в конце мая опустившиеся до 7100-7200 юаней/т, в третьей декаде июня подросли до более 7500 юаней/т (около $965 без НДС). А на бирже в Чжэньчжоу котировки впервые за последние два с половиной месяца превысили отметку 7600 юаней/т. Подорожанию силикомарганца произошло вопреки снижению стоимости марганцевой руды, которая только в самом конце месяца приостановила спад.

Рост цен на марганцевые ферросплавы в Китае оказал влияние и на рынки Индии и даже Европы, где во второй половине июня тоже произошло повышение. При этом в Евросоюзе произошел разворот после длительного спада до минимальной за год отметки вопреки дальнейшему сокращению объемов производства стали.

В отличие от силикомарганца, ферросилиций на европейском рынке продолжил дешеветь. Контракты на поставку этой продукции в третьем квартале зачастую заключались по ценам ниже 1000 евро/т DDP, что привело к дальнейшему ослаблению на споте. Некоторые потребители выставляли встречные предложения из расчета менее 950 евро/т. Компания Elkem заявила о намерении приостановить работу одной из печей на своем ферросплавном заводе в Исландии. Однако существенной поддержки рынку это пока не оказало.

В Китае спотовые цены на ферросилиций FeSi-75 оставались постоянными на протяжении всего прошедшего месяца – порядка 5900-6100 юаней/т ($845-885/т без НДС в зависимости от колебаний валютного курса). Спрос на этот материал был не слишком высокий, крупные металлургические компании на тендерах практически пролонгировали майские условия, однако и объем предложения, особенно, во второй половине месяца был весьма ограниченным. Так что, рынок находится в равновесии.

В июле участники мирового рынка ферросплавов не ожидают существенных ценовых изменений. При этом перспективы Китая выглядят более благоприятными, чем у европейских поставщиков.

В июне спотовые цены на марганцевую руду упали на 8-10% под влиянием избытка предложения этого сырья в Китае. В конце мая запасы концентрата в китайских портах превысили 4,1 млн. т, достигнув рекордного уровня с ноября 2010 г. Этому, очевидно, способствовало то, что в мае китайский импорт марганцевой руды установил абсолютный рекорд – 3,36 млн. т, что на 46,7% больше, чем в апреле.

Накопление запасов руды при этом совпало с сужением спроса. Китайские производители марганцевых ферросплавов сократили производство, чтобы приподнять цены, упавшие для многих компаний ниже уровня рентабельности. Вследствие этого и произошел обвал цен на руду. В конце июня австралийский 46%-ный концентрат продавался в китайских портах примерно за $6 за 1% содержания марганца без НДС, а менее качественный 44%-ный материал котировался в районе $5,75 за 1% Mn.

Ближе к концу месяца спрос со стороны китайских ферросплавных заводов немного оживился, но затронул он, прежде всего, наиболее дешевое сырье с 37% марганца, которое к тому времени продавалось, в среднем, по $5,25 за 1% Mn. При этом некоторые компании сознательно ограничивали объемы предложения, предпочитая “замораживать” резервы на складах, но не пускать их в продажу на падающем рынке.

В принципе, потребность Китая в импортном марганцевом концентрате будет расти. Добыча этого сырья в стране в последние годы резко упала из экологических соображений, а также вследствие ухудшения качества руды. Однако большинство ведущих поставщиков объявили на июль о дальнейшем уменьшении и стоимости, как минимум, на 5-6% по сравнению с июнем.

Цены на феррохром на мировом рынке в июне продолжили падение. В Евросоюзе контракты на поставку чардж-хрома в третьем квартала были заключены на уровне $1,04 за фунт – самой низкой отметке за последние три года. В Китае стоимость этого материала уменьшается вследствие стагнации в металлургической отрасли. Национальный рынок нержавеющей стали переживает спад, производство не расширяется, а избыточные запасы заставляют трейдеров сворачивать закупки. За пять месяцев 2019 г. в страну и так поступило из-за рубежа 1,45 млн. т феррохрома, что на 34,7% больше, чем в тот же период годичной давности.

Вместе с феррохромом падает в цене и хромовая руда. Дополнительное давление на рынок при этом оказало сообщение о том, что южноафриканские компании Mogale Alloys и Hernic объявили в середине июня о сокращении производства феррохрома. Предполагается, что “сэкономленная” таким образом руда отправится на экспорт.

Цены на южноафриканский концентрат UG2 с 40-42% хрома непрерывно снижаются на протяжении двух месяцев подряд. В третьей декаде июня они опустились ниже $145/т CIF Китай – самого низкого показателя за последние два года. Более качественный турецкий концентрат почти не пользуется спросом, поскольку китайские компании заинтересованы в приобретении менее дорогостоящего сырья. Прекращение спада на рынках феррохрома и хромовой руды пока не предвидится. (metallplace.ru/Металл Украины и мира)

Exit mobile version