Металл Украины и мира

Украина: Принятие законопроекта №1210 ухудшит состояние горно-металлургического комплекса (ГМК)

Изменения по налогу на добычу железной руды, которые могут быть приняты в рамках законопроекта № 1210, приведут к ухудшению финансового состояния украинского ГМК. Такое мнение высказал советник по вопросам взаимоотношений с органами власти меткомбината “АрселорМиттал Кривой Рог” Владимир Ткаченко. По его словам, даже без учета этих поправок в Налоговый кодекс Украины предприятие работает сегодня на грани рентабельности.

“Мировая конъюнктура очень переменчива. Если в первом полугодии 2018 года мы получили прибыль в размере 4,2 млрд грн., то за тот же период 2019-го – убыток в 79 млн грн. На конец первого полугодия остатки нереализованной металлопродукции на складах предприятия выросли до 419 тыс. тонн, что на 273 тыс. тонн больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. И прогнозы неутешительные: по третьему кварталу мы видим, что цены и спрос на металлопродукцию продолжают падать, а ожидания рецессии мировой экономики только усиливаются. Сырьевые рынки рискуют попасть в период длительного спада цен, что мы уже неоднократно наблюдали в своей истории. Предприятие получало убытки по итогам 2009, 2012, 2013, 2014 годов, незначительную прибыль – в 2015-2016 гг. После двух лет благоприятных цен (2017-2018 гг.) мы снова переживаем непростой финансовый год”, – отметил он.

В. Ткаченко подчеркнул, что разговоры о том, что горно-металлургическая отрасль получает сверхприбыль, являются ошибочными. По его мнению, они появляются либо от незнания реальной ситуации в отрасли, либо от желания пожертвовать конкурентоспособностью ГМК на мировых рынках в интересах бюджета и увеличения его расходов.

Он также выразил уверенность, что предложенные законодательные изменения идут наперекор мировой практике в своем стремлении сделать объектом налогообложения не добытую руду из недр, а железорудный концентрат и агломерат. “Непонятно, как их можно отнести к категории первичной обработки полезных ископаемых. Речь идет о технологических процессах на рудо-обогатительных и агломерационных фабриках, которые принципиально меняют химические свойства добытого ископаемого. Это готовые продукты, которые продаются на рынках”, – отметил В.Ткаченко.

“Непонятно также, почему при обсуждении ренты не учитывают затраты всего ГМК, а оценивают только прибыль от экспорта концентрата, – считает он. – Отрасль состоит не только из ГОКов. У нашего предприятия полный цикл производства – от добычи руды до выпуска конечной металлопродукции. На экспорт уходит лишь пятая часть концентрата – 1,9 млн тонн в год, основная часть (8 млн тонн) используется для собственного металлургического производства. И его рентабельность значительно ниже, чем от экспорта концентрата. Для примера: за первые полгода 2019-го себестоимость реализованной металлопродукции у нас выросла на 6 млрд грн. Рост затрат стал основной причиной получения убытка предприятием в первой половине года”.

В.Ткаченко считает, что если страна хочет больше производить продукции с высокой степенью переработки и с добавленной стоимостью, то это нужно стимулировать поправочными коэффициентами к ренте, а не ориентироваться лишь на экспорт сырья и мерить по нему всю горно-металлургическую отрасль.

“Любые налоговые новации не должны нарушать принцип нейтрального и справедливого налогообложения. Это также к вопросу о том, почему одни добывающие отрасли получают преференции по ренте, а другие нет”, – сказал он.

В.Ткаченко также считает, что сейчас не самое благоприятное время для фискальных инициатив, поскольку мировая экономика стоит на пороге кризиса. “Своими неосторожными действиями в налоговой сфере депутаты могут спровоцировать сокращение производства и темпов роста украинской экономики. К примеру, в случае увеличения ренты в нынешнем варианте (более чем в 4 раза) подземная добыча в шахте “АрселорМиттал Кривой Рог” станет нерентабельной, что может привести к ее закрытию. На шахте работают свыше 1000 человек”, – подытожил он. (МинПром/Металл Украины и мира)

Exit mobile version