При этом на внешнем рынке металлопродукция продавалась по мировым ценам, а для внутренних потребителей — по ценам, существенно превышающим мировые. Заработную плату работникам этих предприятий выплачивали вовсе не мирового уровня, а как в самых слаборазвитых странах мира. То есть осуществлялась чрезвычайно жесткая эксплуатация рабочей силы. Полученные сверхприбыли выводились из страны, а не вкладывались в модернизацию надлежащим образом.
Погоня за сверхприбылями приводила к сокращению выпуска многих видов металлопродукции и сортов стали. А конкуренты в это же время осуществляли и модернизацию, и наращивание выпуска и расширение ассортимента своей продукции. Поэтому металлургия Украины стала терять свои конкурентные преимущества за счет почти бросовой цены рабочей силы.
Ограничения, связанные с условиями ВТО, антидемпинговые расследования, действия конкурентов тоже сыграли свою роль.
Конкурентоспособность нашей страны в мировой металлургии стала падать. Сейчас Украина осталась единственной страной в мире, где еще действует выплавка стали мартеновским способом.
Возможность свободного перемещения населения через границы в условиях мизерного финансирования своей рабочей силы тоже привела к катастрофическим последствиям в металлургии. Рабочая сила массово выезжает на работу в Польшу, Россию, Германию и дальше. Причем Польша и Германия умело воспользовались своими преимуществами и начали перехватывать нашу молодежь еще на уровне абитуриентов и студентов, обеспечивая ей и бесплатное обучение и стипендии как ЕС, так своих стран на проживание.
Нехватка кадров, особенно высококвалифицированных, ощущается во всех отраслях. В том числе в металлургии, где добавляются вредные условия труда.
Еще одним большим минусом в металлургии является образованный новыми владельцами институциональный разрыв между производителями и холдингами.
Заводы занимаются только производством. Их задача — выпускать продукцию и поддерживать заводы в работоспособном состоянии. Остальные вопросы: сбыт, маркетинг, оптимизация налогообложения, куда и зачем ездить в командировки и прочие, решает холдинг.
Но на заводах работают высококвалифицированные технари, которые о производстве знают все, но ничего не смыслят ни в экономике, ни в стратегии, а в холдингах — в основном юристы и экономисты, знающие о производстве очень мало. Производители и холдинги разговаривают на разных языках.
Тенденции снижения конкурентоспособности металлургии Украины, падение доли металлургии в ВВП, объемах экспорта, валютных поступлениях, структуре производства, уменьшение количества работающих не могут не беспокоить, поскольку все это влияет на экономическое развитие всей страны. На сегодняшний день можно считать, что нашу металлургию уже начал активно клевать жареный петух.
Если ситуация не изменится, а она, по нашему мнению, не изменится, поскольку металлургические собственники не хотят ничего менять, а государство не может ничего предложить и реально мало что может сделать, то развитие металлургии перейдет в фазу, которую можно описать финальными словами одного из известных романов Э.Хемингуэя: “Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе”. После этого все, что останется украинской металлургии, это ждать, когда президент с подачи металлургических олигархов объявит национализацию металлургических мощностей, и страна выкупит у них истощенные и пустые металлургические заводы.
Понятно, что в стране с рыночной экономикой, где даже ликвидировано Министерство промышленной политики, всеми этими вопросами должны заниматься владельцы предприятий. Но поскольку металлургия вносит значительный вклад в экономику страны, обеспечивает большое число рабочих мест у себя и в сопутствующих отраслях, необходимо принять систему мер, разработать стратегию развития отрасли.
Все это не должно сопровождаться для отрасли льготами, дотациями, созданием тепличных условий, ограничивающих интересы своих граждан и заставляющих их платить больше за жадность металлургов. Но определенные протекционистские мероприятия должны осуществляться.
(В. Хаустов, В. Венгер, https://zn.ua/ Металл Украины)