Согласно данным Всемирного совета по золоту (World Gold Council, WGC), по итогам первого квартала 2020 года объем предложения золота на мировом рынке составил 1,1 тыс. тонн, что на 4% ниже показателя первого квартала 2019 года. Как поясняет WGC, функционирование многих золотодобывающих предприятий было приостановлено в стремлении остановить распространение эпидемии. К тому же к концу квартала падение спроса привело к резкому сокращению вторичной переработки золота, так как потребители вынуждены оставаться дома.
Карантинные меры ударили практически по всем потребителям металла. По данным WGC, общий потребительский спрос составил по итогам квартала 567 тонн, что на 28% ниже показателя годичной давности. Сильнее всего пострадала ювелирная отрасль: мировой спрос на изделия из золота упал на 39%, до рекордно низкого уровня – 326 тонн. Сильнее всего спрос на драгоценные украшения упал в Китае: из-за карантинных мер, принятых в первом квартале, он сократился на 65%. В Индии спрос снизился на 41%, до 74 тонн. “Китайский Новый год, которому традиционно предшествует повышенный спрос на покупки подарков, тоже выпал на период карантина, так что люди пропустили закупки к этому празднику”, – отмечает руководитель дирекции по операциям с акциями BCS Global Markets Олег Ачкасов.
Впрочем, падение промышленного спроса было компенсировано инвестиционным. По данным WGC, общий инвестиционный спрос увеличился на 80% в годовом исчислении, до 540 тонн. Весь прирост произошел за счет биржевых фондов, которые увеличили вложения в золото почти на 300 тонн, доведя их до рекордных 3,18 тыс. тонн. В первом квартале прошлого года ETF купили только 40 тонн золота. На фоне рисков рецессии мировой экономики и опасений роста инфляции профессиональные инвесторы активно уходили в этот защитный актив. Вместе с тем спрос частных инвесторов на слитки и монеты сократился на 19%, до 150 тонн. “В силу ценности груза обычно покупка слитков и монет осуществляется не по почте, а лично, что не представлялось возможным в период карантина”,- поясняет Олег Ачкасов.
Высокий спрос на металл сохранился и со стороны центральных банков: за квартал они приобрели 145 тонн золота, как и годом ранее. В лидеры вышел ЦБ Турции, который за квартал приобрел 72,7 тонны против 40 тонн годом ранее. “Интерес многих центробанков к золоту растет не первый год как альтернатива доллару”,- отмечает начальник управления конверсионных и межбанковских операций банка “Зенит” Александр Карпов. При этом Банк России значительно снизил покупки: за квартал он приобрел лишь 28 тонн, почти вдвое меньше, чем год назад. Более того, в марте российский регулятор объявил о прекращении покупок золота. “Сейчас золото востребовано достаточно на мировом рынке, и это может привести к тому, что будут увеличиваться экспортная выручка и приток валюты на российский рынок”,- заявляла на брифинге 24 апреля глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
В ближайшие кварталы именно инвестиционный спрос останется движущей силой рынка, отмечает директор по взаимодействию с членами совета и рынками WGC Джон Маллиган. “После снятия ограничений спрос со стороны розничных инвесторов также будет расти довольно быстро, поскольку люди получат доступ к физическому золоту, которое было недоступно в течение большей части первого квартала”,- считает он. В то же время потребительский спрос на золото, особенно на ювелирные изделия, будет сталкиваться с трудностями до восстановления покупательной способности. Особенно это касается Индии и Китая, где во втором квартале будет еще ограничен чистый спрос на украшения. (КоммерсантЪ/Металл Украины и мира)