Металл Украины и мира

Мир: Ценам на кобальт пророчат рост

Цены на кобальт возрастут на фоне “расширения” дефицита спроса-предложения на рынке кобальта. Можно ожидать тренда укрепления мировых цен на кобальт в ближайшие годы в условиях такого же укрепления перспектив спроса, особенно в секторе электромобилей. При этом также можно ожидать, что замедление роста поставок рудного сырья приведет к увеличению дефицита спроса-предложения. Такие предположения высказывали некоторые выступавшие на конференции “Кобальт и “Зеленое” восстановление”, проводившейся Институтом изучения кобальта.

Йин Лю (Ying Lu), старший маркет-аналитик одного из ведущих мировых информационно-аналитических источников Roskill, ожидает роста цен на кобальт в следующие два года, отметив, что, вероятно, укрепление цен будет более постепенным, в отличие от скачущей динамики “американских горок” 2017-2018 гг., когда цены взлетали до $44 за фунт. “Думаю, что ситуация относительно иная, рынок стал более зрелым с большей стабильностью”, – считает аналитик.

Старший аналитик CRU Monitor (другого аналогичного ресурса мирового уровня) Харри Фишер что в целом мировой рынок в ближайшие пару лет будет сравнительно неплохо сбалансированным, но с 2024 г. потенциальный дефицит может достичь 12 тыс. тонн, т.к. рост спроса будет опережать предложение. В случае отсутствия более-менее значимых инвестиций в добычу и производство к концу 2025 г. этот дефицит может скачкообразно увеличиться чуть ли не 36 тыс. тонн. Аналитик CRU отмечает, что в 2025 г. рост предложения в значительной степени (на 70%) будет определяться ситуацией с добычей и производством в Демократической Республике Конго.

“По мере приближения 2024-205 гг. отчетливы перспективы снижения роста предложения кобальта на фоне отсутствия новых проектов, и постепенно приобретают очертания риски снижения роста предложения в средней и долгосрочной перспективах, если не будут осуществляться развитие и инвестиции в новые добывающие проекты”, – отмечает Харри Фишер.

Он добавил, что Китай останется главным “вкладчиком” в мировое производство рафинированного кобальта, до 70%, и обеспечит ведущую роль в росте мирового производства рафинированного кобальта, чуть менее 60%, до 2025 года. “Мы сохраняем уверенность, что рафинирующие производства точно не станут узким местом в мировом рынке кобальта. Всяческие сложности и напряженные ситуации могут возникать в добывающем секторе”, – подчеркнул г-н Фишер.

Аналитик, естественно, не прошел мимо ситуации с работой принадлежащего Glencore крупнейшего добывающего объекта Mutanda, который в среднесрочной перспективе останется “массивной глыбой”, нависающей над рынком при отсутствии ясности, когда же объект возобновит работу. Первоначально возобновление работы ожидалось к концу 2022 г., но теперь это кажется более маловероятным, и о каких-то более-менее “твердых” заявлениях речь вообще не идет.

Ведущий трейдер по кобальту Glencore Дэвид Брокас весьма расплывчато недавно заявлял, что эксплуатация Mutanda возобновится в случае большей определенности с потребительским спросом на рынке. Пару недель назад исполнительный директор Glencore Айвэн Гласенберг сообщил о возможном возобновлении работы рудника через 18 месяцев.

Харри Фишер отметил наличие “противоположных по знаку” факторов риска для прогнозирования цен на кобальт – со знаком “минус” это продолжающееся использования ручного и кустарного труда в Конго, со знаком “плюс” это попытки властей страны ввести хоть какое-то его регулирование. “Если директивы властей окажут влияние на кустарную добычу, рафинирующее производства, да и маркетинг кобальта, это снизит риск излишней гибкости цены. Но этот процесс не будет быстрым в силу очевидных причин – совершенно неясно, насколько в силу африканской специфики вообще осуществимы достаточно жесткие правила, и повлияют ли они на традиционно значительную долю поставок кобальта, обеспечиваемую ручным и кустарным трудом”, – отмечает аналитик CRU.

Рост спроса на кобальт в значительной степени будет определяться развитием EV-сектора, Electro-Vehicles, т.е. электромобилей – по прогнозу CRU к концу 2021 г. их доля на мировом рынке движущих средств достигнет 5% с дальнейшим ростом. К 2025 г. можно ожидать, что себестоимость EV сравняется с себестоимостью авто с двигателями внутреннего сгорания. Фактором некоторого сдерживания спроса на кобальт г-н Фишер назвал тенденцию постепенного ухода от использования никель-марганцево-кобальтовых катодов по причинам безопасности. “Влияние этого фактора на общий тренд спроса будет ограниченным, однозначно без фундаментального воздействия на рост спроса на кобальт”, – заметил аналитик.

Упоминавшийся выше Дэвид Брокас, правда, признает, что в случае “излишнего” роста цены кобальта производители аккумуляторов могут искать ему замену другим металлом, но в этом случае у таких металлов будут свои сложности, в т.ч. и такой фактор, как так называемый “углеродный след”, т.е. совокупность всех выбросов парниковых газов в пересчете на углекислый газ в процессе производства и потребления того или иного материала. Кобальт из Конго выгодно отличается низким “углеродным следом”. (MetalTorg/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version