Металл Украины и мира

Мир: Похоже, 2021 год станет одним из самых щедрых на прибыль для металлургических компаний

Все больше отраслевых игроков публикует радужные финансовые отчеты за первое полугодие с оптимистическими ожиданиями до конца года. Но параллельно они же озвучивают и весьма амбициозные планы по модернизации и расширению производства. Украинским компаниям необходимо соответствовать тренду, чтобы удержать свое место под солнцем на глобальном горно-металлургическом рынке. Тем более, что окно возможностей может закрыться так же быстро, как и открылось.

Столь стремительное восстановление экономики после коронавирусного нокаута стало сюрпризом не только для экспертов, но и для самых производителей. Спрос на сырьевые товары, в частности и стальную продукцию, уже с конца 2020 г. опережал рыночное предложение. И даже сейчас не догнал его в полной мере. Закрытые в начале пандемии сталеплавильные мощности не успели вернуться оперативно в строй. Поэтому легкий, но постоянный товарный голод подстегивал цены в металлургическом сегменте до исторических максимумов последнего десятилетия, а то и более длинных периодов. Но с прогнозами о новом сырьевом “суперцикле” некоторые аналитики все же погорячились. Уже во втором полугодии-2021 мы наблюдаем ценовую стабилизацию по большинству позиций стального передела. Инерционно все еще движутся вверх цены на первичное сырье – ЖРС и коксующиеся угли, тогда как котировки на заготовку, слябы, катанку, похоже, достигли своих пиков в мае-июне и теперь попытаются как можно дольше продержаться на этом высоком плато.

Национальный банк Украины в своем свежем инфляционном отчете (за июль 2021 г.) предполагает, что к концу года усредненные цены на сталь опустятся до уровня 600 долл/тонну, тогда как сейчас он выше 700 долл/тонну. ГП “Укрпромвнешэкспертиза” констатирует, что на начало августа цены снизились практически на всех региональных рынках сталелитейного сырья. Например, в Азии котировки передельного чугуна находятся в диапазоне 580-590 долл/тонну CIF. Цены просели под влиянием снижающихся котировок стального лома и высоких запасов чугуна на складах у импортеров, а также ослабления спроса на плоский прокат. По мнению аналитика “Укрпромвнешэкспертизы” Юрия Добровольского, в первой половине августа ожидается дальнейшее снижение стоимости чугуна и лома и вялый спрос на готовый прокат, однако не стоит ждать существенного удешевления. Британское аналитическое агентство MEPS констатирует летнее затишье на европейском рынке плоского проката, но предостерегает, что осенью из-за ограничений на импорт в ЕС и Великобритании, введения пошлин на стальной экспорт в России и Китае, а также трудностей с транспортной логистикой цены могут снова несколько пойти в гору.

Одновременно наблюдается и рост объемов производства стальной продукции во всех ключевых регионах мира. По данным ассоциации Worldsteel, за январь-май 2021 г. они выросли на 16% относительно объемов за тот же прошлогодний период. При этом в Индии – на целых 34%, в Бразилии и Турции – на 21%. Понятно, что основная причина такой высокой динамики – низкая сравнительная база. Но позитив вселяет сам вектор движения: мировая металлургия уверенно движется не только к восстановлению в допандемических параметрах, но и к дальнейшему укреплению. К тому же высокие прибыли даже на фоне снижения объемов выплавки дарят стальным компаниям богатый финансовый инструментарий, о котором до пандемии они только мечтали.

Ярким примером может послужить опубликованная на днях финотчетность группы ArcelorMittal по результатам первого полугодия-2021. За указанный период холдинг получил 6,29 млрд долл чистой прибыли, что является лучшим показателем с 2008 г. Помнится, первое полугодие 2020 г. ArcelorMittal закончил с убытком в 1,68 млрд долл. Примечательно, что одновременно м финотчетностью компания обнародовала и свой второй климатический доклад, согласно которому намерена к 2030 году сократить выбросы углерода в атмосферу на 25%. Кроме того, она планирует построить в испанском городе Сестаю первый в мире сталелитейный завод с нулевыми выбросами. Предприятие будет производить сталь с применением технологии прямого восстановления железа (DRI). Стоимость этого проекта оценивается в 1,1 млрд долл. Как известно, ранее ArcelorMittal подписал меморандум с украинским правительством об инвестициях на 1 млрд долл в свой меткомбинат в Кривом Роге. А в конце июля подобный меморандум, но с наполнением в 3 млрд долл в течение 10 лет было подписано с правительством Казахстана для комбината “Арселор Миттал Темиртау”.

Тем же курсом идут и другие крупные стальные игроки. Корейская POSCO, шестой в мире производитель стали, объявила о самой высокой квартальной прибыли (апрель-мюль 2021 г.) за всю свою историю. Она превысила 1,9 млрд долл. Это в 10 раз больше, чем было годом ранее. Компания также увеличила размер ожидаемой выручки в текущем году – до примерно 32 млрд долл. Располагая такими средствами, POSCO решила нарастить свои мощности по выплавке стали в нынешних 46 млн тонн до более чем 60 млн тонн в 2030 г.

Почти 1,6 млрд долл чистой прибыли заработал за второй квартал-2021 ключевой японский производитель – Nippon Steel. Рост продаж, объемов производства и рентабельности позволил ей значительно улучшить прогноз прибыли по итогам всего финансового года, который закончится 31 марта 2022-го, – до 600 млрд иен (это почти 5,5 млрд долл). По словам Кацухиро Миямото, исполнительного вице-президента Nippon Steel, компания решила сосредоточиться на увеличении прибыли от зарубежных операций, воспользовавшись растущим спросом на автомобильном рынке. С этой целью в среднесрочной перспективе планируется расширить мощности совместного предприятия с ArcelorMittal в Индии до 15 млн т годовых. Компания также намерена инвестировать в другие зарубежные площадки, сворачивая при этом стальное производство внутри Японии. Однако это не касается ее японского завода по производству окатышей. Его мощности также будут расширены. Стратегическая задача Nippon Steel – довести выплавку до 100 млн тонн в год. Сейчас же она производит ежегодно порядка 40 млн тонн стали.

И даже середняки мирового стального сектора могут позволить себя сегодня инвестиции в довольно смелых объемах. Так, бразильская Gerdau решилась вложить 500 млн долл в расширение завода Ouro Branco в штате Минас-Жераис (в частности, в строительство рельсобалочного стана и новые мощности горячего проката). В июле компания уже вернула в работу остановленный в 2019 г. завод Mogi das Cruzes (Сан-Паулу), а в ближайшей перспективе намерена возродить еще один закрытый прокатный завод в Рио-де-Жанейру.

Все эти озвученные планы, с одной стороны, указывают на то, что глобальная металлургия переживает сегодня давно не виданный расцвет. Но с другой, есть опасения, что он будет недолгим. И вскоре отрасль опять столкнется с тем, с чем боролась до пандемии, – переизбытком производства. Т. е. окно возможностей не будет открытым вечно. Скорее всего, кто первым вложит инвестиции, тот их и окупит. Кто замешкается или проест нынешние прибыли, завтра останется ни с чем. Тем более, что сейчас у металлургов нарисовалась еще одна весомая статья затрат – нулевой углеродный след.

На производство стали приходится 9% от общемирового объема выбросов. И все больше компаний сектора берут на себя добровольные обязательства по сокращению этих выбросов, что подразумевает дополнительные инвестиции в модернизацию. Согласно планам Международного энергетического агентства к 2030 г. металлурги должны уменьшить свой совокупный углеродный выхлоп на 29%, а 2050 г. – на 91%. Иначе пострадают финансово.

В июле Еврокомиссия представила механизм применения так называемого углеродного налога – Control Border Adjustment Mechansim (CBAM), которым будет облагаться вся поставляемая на рынок ЕС продукция, чье производство оставляет заметный углеродный след. Хорошая новость в том, что взиматься он будет, скорее всего, с 2026 г. (могло быть и раньше). Но плохая – украинским экспортерам стали это грозит грандиозными потерями, если ничего не предпринимать. По мнению заместителя директора ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Сергея Поважнюка, CBAM может обернуться для украинской металлургической отрасли потерями даже до 1 млрд евро в год. “У наших металлургов выбросы СО2 на тонну готовой продукции выше, значит, они будут платить налог. Дополнительные затраты составят от 50 до 240 евро на тонну стали в зависимости от технологии производства и уровня технологического передела”, – считает он. Возможность ввести свой аналог CBAM уже рассматривают и в Соединенных Штатах. В итоге все это может вылиться в новую цепную реакцию торговых ограничений.

Украинским компаниям в определенной степени повезло, что реагировать на эти вызовы приходится на фоне благоприятной конъюнктуры на мировых рынках стали. По данным Минэкономразвития, за 5 первых месяцев 2021 г. отечественные предприятия ГМК увеличили доходы от экспорта черных металлов на 49,2% (до 4,9 млрд долл), а от экспорта ЖРС – вдвое (до 3,1 млрд долл). Дополнительные поступления как раз и можно будет вложить в более интенсивное “озеленение” своих производств. Некоторые идеи уже озвучены.

Так, крупнейший металлургический холдинг страны – “Метинвест” – недавно сообщил, что ищет площадку под строительство нового комплекса, который будет включать два модуля прямого восстановления железа (DRI), две электропечи и две МНЛЗ. Применение подобных технологий позволить снизить воздействие стального производства на окружающую среду. Стоимость этого проекта гендиректор “Метинвеста” Юрий Рыженков оценил в 3,5-4 млрд долл. Но если об этом строительстве говорится в среднесрочной перспективе, то целый ряд экологических инициатив холдинг осуществляет на своих предприятиях уже сейчас. В частности, речь идет о реконструкции газоочистных сооружений на домнах №4 и 5 Мариупольского меткомбината им. Ильича, системы газоочистки кислородных конвертеров на “Азовстали” и замене газоочистного оборудования обжиговой печи Lurgi 552-A на Северном ГОКе. Также планируется завершить реконструкции аглофабрики ММК Ильича. В целом исключительно в экологические проекты “Метинвест” в течение 4 ближайших лет намерен инвестировать около 0,5 млрд долл. Но при этом ведь никто не отменял и текущих производственных инноваций, которые также требуют солидных капиталовложений. Одна из самых масштабных задач – строительство на комбинате Ильича цеха холодной прокатки общей стоимостью более 1 млрд долл.

Декарбонизационный уклон просматривается и в планах лидера украинской горной добычи – группы Ferrexpo. В июле она похвасталась полугодовой чистой прибылью в 661,43 млн долл, что в 2,1 раза больше, чем за первое полугодие-2020. “Финансовые результаты полугодия отражают нашу многолетнюю программу инвестиций, которая позволила нам не только в полной мере использовать текущую силу рынка железной руды, но и совместить эти результаты с отличными показателями безопасности и постоянного прогресса в сокращении выбросов углерода”, – прокомментировал результат Лючио Дженовезе, неисполнительный председатель Ferrexpo. Группа уже начала подписывать предварительные договора с поставщиками оборудования, чтобы к 2024 г. нарастить объемы переработки железной руды с 30-35 млн тонн до 50 млн тонн в год. По предварительным оценкам, обойдется это примерно в 0,5 млрд долл. При этом Ferrexpo делает ставку на выпуск DR-окатышей, ожидая прогрессирующего спроса на этот продукт, поскольку выплавка стали из них генерирует меньше выбросов парниковых газов.

Об 1 млрд долл. инвестиций в “АрселорМиттал Кривой Рог” упоминалось выше. Можно лишь добавить, что преимущественная часть этих денег предназначена на экомодернизацию наиболее загрязняющих окружающую среду производств – коксохимического, агломерационного и доменного.

В современном мире экологичность производства становится таким же фактором конкурентоспособности, как и его эффективность. Поэтому инвестиции в “зеленую” металлургию актуальны как никогда. Особенно в такие тучные годы, как 2021-й. Каждый доллар, вложенный сегодня, позволит сэкономить два в будущем. И легче пережить времена, когда рыночная конъюнктура не будет настолько благосклонна к сталепроизводителям. (МинПром/Металл Украины и мира)

Exit mobile version