Металл Украины и мира

Анализ подъема спроса на металлы для электромобилей

Прямо сейчас мировой рынок переживает революцию в сегменте производства электромобилей. Ужесточение природоохранных законодательств и запуск масштабных программ государственной поддержки вызвали настоящий бум спроса на электромобили, а вместе с ним – на металлы, необходимые для производства их батарей, в частности, на литий, кобальт и медь. При этом от внимания мировой общественности часто ускользает тот факт, что добыча металлов, без которых «зеленая» революция была бы невозможна, наносит тяжелый урон экологии и связана с серьезными этическими проблемами, что в какой-то степени сводит на нет усилия мировых властей по минимизации экологического отпечатка автопрома. Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, рассказывают о том, что будет с ценами на такие металлы в ближайшем будущем и как власти и бизнес могут подойти к решению проблем, связанных с их добычей.
Сегмент электромобилей быстро наращивает долю на мировом авторынке. Если в 2019 году на электромобили приходилось 8% от объема глобального рынка автомобилей, то в 2020-м – уже 13%. По данным Международного энергетического агентства, продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания за 2020 год упали на 6%, тогда как объемы реализации электромобилей выросли на 41% – во многом, отмечают аналитики Coface, такая динамика объясняется высоким интересом к сегменту со стороны европейских властей и потребителей. В первом квартале 2021-го продажи электромобилей выросли на 41% по сравнению с первым кварталом 2020-го, а по итогам года продажи в сегменте увеличатся на 70%, прогнозируют эксперты.
Кроме того, с 2035 года продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будут запрещены на ряде рынков, в том числе в Европе, что в принципе устранит конкуренцию для сегмента электромобилей и сделает его де-факто монополистом авторынка. В связи с ростом востребованности электромобилей растет спрос на металлы, которые необходимы для их производства – литий, кобальт, графит, никель, алюминий, медь и некоторые редкоземельные элементы. Несколько десятков (а иногда и сотен) килограммов этих металлов в каждом электромобиле приходится на батареи – в большей части это алюминий, который обычно составляет порядка половины веса каждого элемента питания, следом за ним по массовой доле идут медь, графит и никель.
При этом алюминий используется не только в батареях, но и в других конструкциях автомобиля – например, в ходовой части и в оформлении салона. Широкое использование в автомобилях нового поколения алюминий приобрел благодаря сравнительно небольшому весу и способности эффективно защищать водителя и пассажиров при аварии, а также тому, что не препятствует удалению вмятин в Киеве. Спрос на медь растет не только потому, что она также является одним из ключевых компонентов батарей, но и потому, что она необходима для создания инфраструктуры, которая будет помогать электромобилям оставаться на ходу – в частности, широкой сети зарядных станций.
Коммерческий директор Coface Россия Алексей Фомичев говорит: «Несмотря на то что рыночная доля сегмента электромобилей пока остается очень скромной по сравнению с общей величиной автомобильной индустрии, цены на ключевые для отрасли металлы быстро растут – уже сейчас спрос на них превышает предложение. Мы полагаем, что что как минимум в следующие два года стоимость металлов, использующихся для производства батарей, будет только расти».
Относительная дороговизна этих металлов заставляет бизнес активно искать им альтернативы, однако, говорят в Coface, в среднесрочной перспективе спрос на них не упадет, даже если появятся батареи новых типов или получат более широкое распространение технологии получения электроэнергии из водорода. В более отдаленном будущем – на горизонте от двух до 10 лет – баланс на рынке может измениться, признают аналитики, в особенности если учесть, что в поиске новых технологий для «озеленения» автопрома друг с другом конкурируют не только автоконцерны, но и целые государства. (metalinfo.ru/Металл Украины и мира)

Exit mobile version