Металл Украины и мира

Арматурная драма: почему стройматериалы дорожают и что с этим можно сделать

С начала прошлого года цены только на металлические изделия и конструкции для строительства выросли на 25–80%. Это не могло не привлечь внимания властей из-за опасности еще большего подорожания квадратного метра жилья.
Больше всего отличилась арматура, местами подорожавшая почти в два раза. А не так давно антимонопольщики обнаружили признаки сговора продавцов металлоконструкций. Что происходит с ценами на стройматериалы сейчас, как они влияют на рынок и как можно повлиять на них, рассказали эксперты на круглом столе «Фонтанки».
В марте 2020 года в комитете по строительству Петербурга создали межведомственную рабочую группу по мониторингу цен на основные строительные материалы. В нее вошли представители комитета по строительству, Фонда капитального строительства, комитета по госзаказу, комитета по экономической политике и стратегическому планированию, а также Центра мониторинга и экспертизы цен. Как сообщил Дмитрий Михайлов, в задачу рабочей группы входит анализ стоимости стройматериалов и оборудования, применяемых на объектах бюджетного финансирования, сравнение по сборникам территориальных сметных цен фактической стоимости. Кроме того, группа формирует перечень отсутствующих стройматериалов, чтобы включить их в сборник, а еще анализирует индекс фактической инфляции с учетом экономической ситуации в стране. Ежемесячно в Центр мониторинга и экспертизы цен отправляются прайс-листы поставщиков строительных материалов и ресурсов для формирования текущих сметных цен. Дополнительно группа предложила Минстрою внести изменения в расценки на проектные и изыскательские работы и получила отклик, что предложения учтут.
Комитет также предлагает вносить в территориальные сборники сметных цен реальную стоимость ресурсов, а также индекс инфляции. Как уточнил Дмитрий Михайлов, в комитете выступили с предложением внести изменения в часть 95 статьи 44-ФЗ — о возможности изменения цены контракта до 10%, если во время его исполнения вырастет стоимость ценообразующих ресурсов.
— Мы регулируем только то, что подпадает под закон о тарифах, — пояснил Михаил Москвин, — а остальное — это рыночная экономика. Мы вмешиваемся, только когда рынок как-то неадекватно и необоснованно себя ведет. В госконтрактах везде фиксированная цена, прописанная на основании закона о госзакупках. Корректируется она только с учетом изменения проектных решений, а стоимость материалов не является причиной, из-за которой можно изменить проект и смету к нему. Так что проблема есть, и подрядчикам стало намного сложнее работать в условиях, когда двигать цену очень сложно. Мы сейчас пытаемся найти законные механизмы корректировки стоимости контрактов с учетом изменения цен материалов, указанных на сайте госзакупок.
— Такая ситуация уменьшает доходность в целом, — уточнил Руслан Юсупов. — Иных возможностей при жестких условиях госконтрактов нет — покупать арматуру все равно придется. Но я бы сильно не переживал за застройщика. Когда речь идет не о госконтрактах, а о жилом строительстве — выпадающие доходы за счет роста стоимости стройматериалов компенсируются ростом стоимости квадратного метра.
— Непонятно, как нашим заказчикам удастся перекрывать эти все повышения, так как рост металла и рост дерева — это уже плюс почти 20% к дому, — продолжил Лукин. — А нам как застройщикам, конечно, придётся эти дополнительные риски закладывать в стоимость работ. Хорошо тем заказчикам, у которых цены твердо прописаны, и увеличивать их они не готовы. А нам тогда нужно компенсировать данные увеличения элементов в цене. По моим подсчётам, в этом году стоимость строительства загородных домов вырастет минимум на 25%.
Власти Ленобласти надеются получить практический результат от обращений в ФАС. В идеале — добиться возврата стоимости к изначальным параметрам, что, по словам Михаила Москвина, маловероятно. Так что достаточно будет стабильного уменьшения рисков дальнейшего повышения. Это поможет строительным предприятиям прогнозировать экономическую деятельность.
— Прежде всего, мы ожидаем от ФАС стабилизации и остановки роста цены, — добавил Дмитрий Михайлов, — дальше положительную роль будет играть практика государственных контрактов жизненного цикла: от проектирования до строительства, когда у застройщика есть больше времени подготовиться. В том числе если он сам проектирует, может заняться контрактом заранее и обеспечить себе стабильную цену — например, если известно, что арматура понадобится через полгода-год. Ну и третье — это возможное возвращение к формату госзаданий, когда производства будут загружены. Но это надо делать в рамках всей страны, а механизмы достаточно сложные — придется отрегулировать весь рынок ресурсов для строительства. Так что мы пока идём по пути контрактов жизненного цикла.
— Любое регулирование цен должно быть предельно аккуратно, — считает Руслан Юсупов, — оно не приемлет нерыночных механизмов. Как мне кажется, любое административное регулирование может привести к наихудшему варианту. С точки зрения госзаказчика я понимаю, что зажатость рамками 44-ФЗ не дает никакого поля для маневра. Поскольку строительный цикл достаточно длительный, то здесь очень трудно соблюсти все жесткие законодательные требования и при этом успешно реализовать проект — за три года может произойти что угодно. И госзаказчик в этой ситуации, наверное, оказывается в наиболее сложном положении. Можно сослаться на вину подрядчика, но он тоже не может предугадать развитие событий при подписании контракта.
Если регулировать, то очень аккуратно, поддержал Владимир Гурьев, так как в отрасли есть не только потребители, но и производства, где тоже работают люди.
— Иногда государство само идёт к этому повышению — когда дерево у нас стало регулироваться, оно только сильнее росло в цене, — добавил Виктор Лукин. — Хотелось бы реальной стабилизации цен и помощи бизнесу в целом, так как строительство кормит множество смежных отраслей. (Фонтанка.ру/Металл Украины и мира)

Exit mobile version