Металл Украины и мира

Украина: Октябрь стал худшим месяцем для экспорта продукции горно-металлургического комплекса (ГМК) в 2022 году

По большинству показателей горно-металлургического производства октябрь стал худшим месяцем для экспорта в 2022 году. На результаты отрасли негативно повлияла совокупность проблем – ракетные удары по энергоинфраструктуре страны, продолжающиеся сложности с логистикой из-за блокады украинских портов и слабый внутренний спрос.

Экспортные показатели ГМК продемонстрировали в октябре 2022 года преимущественно негативную месячную динамику: чугун – снижение на 63,9%, или на 127,7 тыс. т, по сравнению с сентябрем 2022-го; полуфабрикаты – снижение на 9,8%, или на 7,5 тыс. т; прокат – рост на 37,2%, или на 40,8 тыс. т; ЖРС – снижение на 21,1%, или на 0,3 млн т.

Самая массовая экспортная продукция ГМК Украины – железная руда. В октябре отправки украинской руды за границу составили 1,1 млн т – это самый низкий показатель за месяц в 2022 году. При этом в 2021 году наихудший месячный показатель экспорта руды составил 3,7 млн т на $270 млн (в декабре). Максимум был в мае 2021 года – 4,3 млн т на $788,4 млн.

В целом за 10 месяцев 2022 года экспорт продукции ГМК составил: чугун – 1,15 млн т (-56,5% г./г.); полуфабрикаты – 1,7 млн т (-70,3% г./г.); прокат – 2,26 млн т (-66,6% г./г.); ЖРС – 22,44 млн т на (-38,9% г./г.).

“Критическая ситуация в украинском ГМК, к сожалению, с каждым месяцем войны только усугубляется. По результатам января-октября производство металлопродукции сократилось на 67% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года”, – говорит президент объединения предприятий “Укрметаллургпром” Александр Каленков.

На ситуацию в украинском ГМК влияют много факторов, обусловленных войной. Промышленность, которая к октябрю уже во многом приспособилась к тяжелым условиям работы во время войны, столкнулась с новой серьезнейшей проблемой – ограничением поставок электроэнергии.

Октябрьские и ноябрьские российские ракетные удары по энергоинфраструктуре страны нанесли ущерб и предприятиям ГМК. Точный его размер и характер предприятия отрасли по понятным причинам не раскрывают, но известно, что в октябре-ноябре были частичные и полные остановки производства.

Еще одним важным фактором остаются низкие цены и слабый спрос на металлопродукцию на европейском рынке. После российского вторжения практически единственным рынком сбыта украинской продукции ГМК стала Европа. Ожидается, что выплавка стали в Европе в 2022 году может снизиться на 4% г./г. из-за остановки мощностей и снижения производства, а потребление металлопродукции в ЕС упадет на 3,5% г./г.

Никуда не исчезли и логистические проблемы предприятий ГМК, а стоимость логистики выросла в разы по сравнению с довоенным уровнем. Но главным является ограниченность пропускной способности логистических маршрутов. Закрытие портов привело к переносу значительной части логистики на железную дорогу, но западные погранпереходы оказались “узким горлышком”.

“Некоторые пограничные переходы и инфраструктура не всегда справляются с грузопотоком. Периодически возникает дисбаланс, который влечет за собой дальнейшие проблемы из-за ввода конвенций – запрета на вывоз определенного вида груза или ограничения для конкретных предприятий. Эти внезапные запреты могут налагать как “Укрзализныця”, так и железные дороги соседних стран. Так происходит, например, из-за скопления вагонов на границе. Конвенции вводят для оптимизации грузопотоков и установления определенного баланса. Но при этом бизнес и его клиенты оказываются в ситуации неопределенности относительно доставки заказов”, – отмечает Андрей Мягков, директор по логистике “АрселорМиттал Кривой Рог”.

Единственный водный путь экспорта – дунайские порты. Однако сейчас они заняты зерновыми грузами и не могут обеспечить всю необходимую перевалку для предприятий горно-металлургического комплекса.

В этой ситуации спасти отрасль может лишь восстановление экспорта продукции ГМК через украинские морпорты. Украинские власти высказывали пожелание расширить перечень продукции в рамках “зерновой сделки”, однако программу продлили на четыре месяца без его учета.

Также для предприятий ГМК, как и для значительной части экспортеров, остается актуальной проблема возмещения НДС государством. В настоящее время украинский бизнес жалуется на безосновательную блокировку Государственной налоговой службой Украины налоговых накладных по НДС.

Все эти факторы заставляют предприятия ГМК приостанавливать функционирование мощностей, работать со сниженной производственной загрузкой и соответствующим образом содержать персонал.

“Предприятия давно работают в убыток и в нынешних условиях могут покрывать едва 70% своих переменных затрат. В среднем предприятия ГМК (включая горнодобывающие) работают на 20% от довоенного уровня загрузки, а металлургические заводы в частности – на 15% с учетом временно утраченных мощностей в Мариуполе”, – подчеркивает Александр Каленков.

Если такая ситуация в ГМК продолжится, это угрожает всей стране, поскольку бюджет Украины наполовину зависит от западных кредитов и грантов. В то же время принятие действенных решений для улучшения условий работы отрасли могло бы увеличить валютные поступления от экспорта, это поддержит и ГМК, и всю экономику страны. Ведь ГОКи и меткомбинаты работают всего на 25-50% от своих реальных мощностей.

Есть потенциал для увеличения экспортной выручки, но на данный момент наблюдается негативная динамика. В октябре поступления от экспорта из Украины черных металлов снизились на 21,4% – до $189,8 млн по сравнению с $241,45 млн в сентябре. В целом за десять месяцев выручка от экспорта черных металлов рухнула на 64% – до $4,15 млрд.

В решении проблем ГМК помогли бы точечные решения власти. Диалог между правительством и промышленниками ведется, в августе Кабмин даже создал Экономический штаб для решения неотложных экономических вопросов. Однако по сей день не приняты никакие решения, которые могли бы существенно улучшить для отрасли сложившуюся ситуацию.

“Улучшить ситуацию в нынешних военных условиях может только открытие доступа к морским портам для грузов ГМК. В случае увеличения объемов экспорта предприятия смогут если не выйти в “ноль”, то хотя бы покрыть больше необходимых затрат и сохранить трудовые коллективы. Именно поэтому “Укрметаллургпром” от имени предприятий отрасли постоянно призывает чиновников-дипломатов договориться с нашими международными партнерами о расширении номенклатуры грузов, экспортируемых в рамках “транспортного коридора”. Это решение не только улучшит состояние предприятий ГМК, но и значительно увеличит объемы налогов и валютных поступлений в Украину”, – резюмирует Александр Каленков. (GMK Center/ Металл Украины и мира)

Exit mobile version