Металл Украины и мира

Украина: Металлоломщики нашли новый способ реэкспорта металлолома через ЕС

Результаты работы украинских экспортеров металлолома в 1 половине 2023 года можно назвать впечатляющими: вывоз стратегического сырья увеличился в разы. При этом поставки де-юре осуществляются только в страны Евросоюза. Однако выгоду от этого европейские металлурги не получают, а госбюджет Украины терпит убытки на сотни миллионов гривен. Ведь практически все маршруты экспорта украинского металлолома через европейские страны являются обходными путями для реэкспорта в Турцию или Индию через Болгарию и Польшу.

Согласно данным ассоциации “УАВтормет”, Украина за первые шесть месяцев текущего года увеличила экспорт металлолома по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,2 раза, до 92 тыс. т. Безусловно, определенный эффект дала низкая база сравнения, поскольку после начала большой войны, весной 2022-го, ломозаготовительная отрасль фактически замерла. Тем не менее, в условиях снижения самого сбора металлолома в Украине, за полгода просевшего на 25%, до 531 тыс. т, на экспортные поставки влияют другие факторы.

В первую очередь изменилась географическая структура украинского экспорта металлолома. Если до широкомасштабной агрессии РФ экспортеры металлолома отгружали сырье главным образом в Турцию и Приднестровье, то сейчас это просто невозможно из-за блокирования морпортов и политических соображений. Поставки в пророссийский анклав опасны не столько с имиджевой точки зрения для металлоломщиков, сколько из-за этого они могут попасть “под прицел” украинских спецслужб.

Фактически осталось одно экспортное направление – это страны Евросоюза, куда и было де-юре отгружено 100% украинского металлолома за первое полугодие. Но поразительный факт: если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года экспорт украинского металлолома в ЕС подскочил в 21 раз. Если до начала войны поставки в ЕС исчислялись только сотнями тонн, сейчас это десятки тысяч. И основная причина такой тенденции состоит в том, что благодаря “слепоте” украинских таможенников экспортерам металлолома стало гораздо проще получать сертификат EUR.1, за счет которого вывозная пошлина сокращается со 180 евро/т до всего лишь 3 евро/т.

В такой ситуации, казалось бы, можно лишь порадоваться европейским металлургам, которые получили еще один источник стратегического сырья, необходимого для декарбонизации промышленности ЕС. Однако это совсем не так. Дело в том, что украинский металлолом практически не поступает на металлургические заводы Евросоюза, а реэкспортируется за пределы блока.

Можно только по пальцам одной руки перечислить такие прямые поставки в 1 полугодии, которые, по предварительным оценкам Гостаможни, составили от 5% до 10% общего украинского экспорта металлолома. Например, Венгрия и Словакия, в которых есть метзаводы, за шесть месяцев получили около 1,5 тыс. т украинского сырья. Еще одна крупная поставка из дунайских портов состоялась в мае в адрес греческого предприятия объемом до 5 тыс. т. И на этом все!

В других направлениях – Польша, Литва, Болгария – не конечные потребители сырья, а преимущественно трейдеры в морских портах. Примечательно, что в 1 полугодии практически 90% украинского экспорта металлолома (до 80 тыс. т) было направлено на склады польских торговцев. Несомненно, какая-то доля от этого объема попала и на польские метзаводы, но, согласно таможенной статистике Польши, страна значительно увеличила экспорт металлолома в Турцию и Индию в контейнерах. Аналогичная ситуация с Литвой, где весь украинский металлолом “потребляет” морской порт города Клайпеда.

Как известно, аппетит приходит во время еды, и экспортерам металлолома из Украины оказалось мало выхода на Балтийское море и Дунай. К концу полугодия они “прощупали” новое экспортное направление – Болгария, которой по меньшей мере 2 года не нужен был украинский металлолом. В мае по этому маршруту пошла тестовая партия объемом 250 тонн, а уже в июне показатель подскочил в 10 раз, до 2,5 тыс. т.

Конечно, украинские металлоломщики могут апеллировать к тому факту, что в Болгарии расположен электрометаллургический завод Stomana, которому вдруг критически понадобилось сырье из Украины. Однако это предприятие находится рядом с сербской границей и традиционно импортирует металлолом из Сербии и западной Румынии. При этом сама Болгария большую часть ломозаготовки в восточных регионах экспортирует в Турцию. Вполне логично, что и украинский металлолом отправился по этому же пути через Черное море.

Таким образом, украинский экспорт металлолома в Евросоюз хоть и существенно вырос в объемах за последние полгода, но не принес выгоды для европейской металлургической отрасли, получившей “жалкие крошки”. А государственный бюджет Украины, при этом, потерял от сокращения пошлины более 16 млн. евро или почти 600 млн. грн., которые были бы крайне нелишними для воюющей страны. Остается надеяться, что эти средства будут когда-нибудь реинвестированы в украинскую металлолом, создание новых мощностей и рабочих мест или модернизацию существующих, а не осядут на оффшорных счетах условного металлоломного батальона “Монако”. (uaprom.info/ Металл Украины и мира)

Exit mobile version