Австралийский производитель редкоземельного сырья весьма позитивно оценивает перспективы спроса на материалы, используемые в производстве новых высокопроизводительных магнитов с использованием празеодима-неодима. В свою очередь, спрос на празеодим-неодим имеет хорошие перспективы в условиях продолжающегося бума электромобилей (EV – electro vehicles), считает Ричард Брешиани, генеральный менеджер по исследовательским работам и развитию бизнеса австралийской компании Arafura Resources Limited. В значительной степени рынок этих новых транспортных средств является первостепенным драйвером спроса на празеодим-неодим.
Как считает г-н Брешиани, импульса развития данного направления точно хватит на несколько следующих лет. Есть основания для благоприятного сценария роста продаж пассажирских электромобилей в Европе и Китае с соответственным потенциалом укрепления спроса и цен на редкоземельные материалы. Все ведущие мировые автопроизводители инвестируют в EV-платформы и или уже заменили производственные линии для поставок некоторых моделей в обозримом будущем, или как минимум имеют конкретные планы в этом направлении. Введение в 2020 году новых европейских стандартов по снижению выбросов может способствовать увеличению парка электромобилей и их продаж.
Г-н Брешиани констатировал, что текущие цены на неразделенный оксид празеодима-неодима остаются “сравнительно придавленными”. При этом ощущается растущая уверенность, что постоянно укрепляющийся спрос на этот материал в производстве NdFeB-магнитов (на основе неодима-бора-железа), в конце концов, приведет к быстрому росту цен на оксид празеодима-неодима. Г-н Брешиани надеется, что это совпадет с введением в эксплуатацию добывающих мощностей на месторождении Nolans в самом центре Австралии (в 130 км к югу от г. Алис-Спрингс в штате Северная Территория) и выводом на коммерческий уровень “пилотного” производства в Сиднее, где началось сепарационное производство 99,9%-ного оксида празеодима-неодима и редкоземельной продукции на основе 99,5%-ных средних и тяжелых материалов. Nolans Project, в котором Arafura Resources Limited принимает самое активное участие, является весьма перспективным проектом, но требует огромных капиталовложений – по текущим оценкам до $726 млн. (!!!).
Г-н Брешиани подчеркнул, что “неблагоприятная лавина” событий после китайского Нового года привела к очевидному смягчению цен на празеодим-неодим. “Секторальные”, формально временные, закрытия многих производств в Китае практически никак не помогли поддержать цены. В итоге текущие преобладающие цены в Китае на неразделенный оксид празеодима-неодима и на мишметалл сейчас держатся в диапазоне 257000-262000 юаней ($36351-37058) и 330000-335000 юаней ($46676-47383) за тонну, что по сравнению с началом года ниже на 8,1% и 7,8% соответственно.
Китайская промышленность начинает медленное восстановление, но остальной мир пока занят трудной борьбой с распространением COVID-19, соответственно промышленное производство во многих странах окажется на низком уровне в течение более долгого времени, и это неизбежно продлит давление на цены на ближайшие недели или даже месяцы. Ясно, что текущие цены на празеодим-неодим, близкие к историческим минимумам, малопривлекательны для переработчиков.
Поэтому понятны надежды и ожидания, связанные с развитием производства и применения электромобилей. “История” этого направления остается позитивной, но пока приходится ожидать возобновления связанных с этой отраслью производств, пополнение запасов для которых станет сигналом для укрепления цен. (MetalTorg/Металл Украины и мира)