Группа «Метинвест» по итогам 2023 года увеличила экспорт металлопродукции в Польшу на 16% по сравнению с 2022 годом. Увеличению грузопотока способствует разблокировка путей, однако узкими местами остаются перевалка в портах и пересечение границы, отметила руководитель отдела логистики Metinvest Polska Юлия Мезенцева в интервью Puls Biznesu.
«2023 год был для нас несколько лучше, чем предыдущий. На железнодорожной сети Польши уже не было столько пробок и очередей, что способствовало повышению эффективности перевозок. Против прошлого года мы зафиксировали рост тоннажа на 16%», – добавила она. Через польские железные дороги и порты в общей сложности перевезено 1,9 млн т продукции «Метинвеста». Из них около 1,3 млн т – металлопродукция, 378 тыс. т – железная руда и 237 тыс. т – коксующийся уголь.
Из всего объема продукции, доставленной из Украины в Польшу, 939 тыс. т экспортировано в другие страны через польские порты, в частности, Германию, Италию, Словакию. При этом перевалка польскими портами проходит в четыре раза медленнее, чем на черноморских терминалах, отмечает Мизенцева. Несмотря на улучшение ситуации с экспортом и транзитом украинских товаров через Польшу по сравнению с 2022 годом, проблемы с транспортировкой все еще существуют и касаются непосредственно продукции ГМК.
«Польско-украинское соглашение предусматривает, что 6 поездов в день со сталью и рудой должны проходить по широкому пути на пункте пропуска Медика. На самом деле пропускают 3-4, поскольку польская пограничная и железнодорожная администрации отдают приоритет другому транспорту. Поэтому мы часто вынуждены долго ждать на границе, что увеличивает наши расходы. За каждый час простоя нам приходится платить 1,9 швейцарских франков за коммерческий вагон», – отмечает Юлия Мезенцева.
Одной из причин очередей на границе могли стать недавние протесты польских перевозчиков и фермеров. «Очередь с украинской стороны иногда достигала 70 км. В случае деликатных товаров, которые нужно было быстро доставить к клиентам, мы иногда решали изменить виды транспорта и перегружать товар с автомобилей на поезда, чтобы не стоять в очень длинной очереди», – отметила руководитель отдела логистики Metinvest Polska.
Компания надеется, что приостановка протестов будет способствовать бесперебойной перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом и заинтересована в построении долгосрочных бизнес-отношений на польском рынке. «Мы говорим о вызовах, но вместе с тем готовы нарабатывать решения вместе с польской стороной. Мы хотим упрощения процедур и транспортировки», – резюмирует Мизенцева.
В 2024 году «Метинвест» рассчитывает хотя бы сохранить, а, возможно, даже несколько увеличить объемы поставок определенных товаров на польский рынок. При этом местные производители опасаются, что украинская сталь может заполонить рынок Польши, хотя для сравнения: в 2021 году непосредственно на польский рынок ушло 1,2 млн т стали компании, через год – 0,7 млн т, а в 2023 году – 0,8 млн т, поэтому это выглядит как временные «политические» спекуляции против украинского экспорта.
Напомним, Украина и Польша всегда имели широкие торговые связи, в частности, в продукции ГМК. Украина до войны занимала большой удельный вес на польском рынке металлопродукции, но по итогам 2022 года показатель упал до 12%. В Польше уровень потребления стали всегда был выше украинского примерно в 2,5 раза, и поэтому этот рынок был всегда очень важным и привлекательным для украинских производителей и экспортеров.
Детальнее об украинско-польской торговле продукцией ГМК в статьи GMK Center. (GMK Center/ Металл Украины и мира)