Начало осени традиционно считается одним из наиболее активных сезонов на мировом рынке стали. Как правило, в сентябре потребители проката пополняют истощившиеся за лето запасы, увеличивается количество новых заказов на промышленную продукцию, а металлурги получают возможности для повышения цен. Как отмечают китайские специалисты, в экономике страны действительно наблюдается оживление. Растут обороты в таких отраслях как автомобилестроение и производство бытовой техники. С начала второго полугодия определенно выходит из кризиса строительный комплекс. В ближайшее время ожидается пуск новых государственных программ строительства железных дорог и ликвидации трущоб в крупных городах.
Тем не менее, цены на стальную продукцию в Китае поднимались, главным образом, в июле, в период минимального спроса. В то время как во второй половине августа котировки оставались практически на одном уровне – около 3700 юаней ($605) за 1 т со склада для горячего проката и 3620-3640 юаней ($592-595) за 1 т – для арматуры HRB335. Более того, все больше аналитиков связывают недавнее повышение цен, прежде всего, с подорожанием железной руды. Как только сырье в середине августа перестало расти, остановился и рост внутренних котировок на стальную продукцию.
Ведущие металлургические компании страны дружно повысили сентябрьские котировки на $15-30/т, но в последнее время их настроения далеки от прежнего оптимизма. По мнению руководства корпорации Baosteel, во втором полугодии следует ждать, скорее, снижения цен на стальную продукцию. Некоторое оживление спроса перекрывается избытком предложения стальной продукции. По итогам года прогнозируется увеличение выплавки стали более чем на 9%, в то время как реальное расширение объема потребления составит не более 5-6%.
В китайской сталелитейной отрасли углубляется кризис. По итогам первого полугодия 86 крупнейших компаний получили совокупную прибыль в размере около 2,2 млрд. юаней ($359,5 млн.), что составило лишь 0,23% от общего объема продаж. В июле прибыль, правда, подскочила до 2,3 млрд. юаней, при этом доля убыточных компаний сократилась до 35% по сравнению с более 40% в январе-июне.
Тем не менее, общая ситуация в отрасли остается крайне сложной. По состоянию на конец первого полугодия, совокупная задолженность тех же 86 ведущих компаний отрасли превысила 3 трлн. юаней ($490 млрд.), из которых более 30% приходится на краткосрочные банковские кредиты. Именно необходимость постоянно расплачиваться по долгам заставляет китайских металлургов наращивать объем выпуска несмотря на минимальный уровень рентабельности. При этом, обязательства растут более чем на 10% в год.
Нехватка средств заставляет производителей сворачивать свои инвестиционные программы. По данным национальной металлургической ассоциации CISA, в первом полугодии крупные и средние компании осуществили менее 8% от запланированных на текущий год капиталовложений. У мелких предприятий этот показатель превышает 30%. При этом, именно на них приходится большая часть прироста производственных мощностей в последний год. В Baosteel оценивают их излишек в 300 млн. т в год – примерно, в 30% от совокупного показателя.
Правительство в последнее время заявляет о необходимости сокращения объемов производства в ряде отраслей, включая черную металлургию. При этом упор делается на ужесточение экологических стандартов. Только в провинции Хэбэй, где сосредоточено порядка трети китайской сталелитейной промышленности, до 2020 г. планируется закрыть мощности по выплавке 86 млн. т стали в год вследствие неприемлемо высокого уровня загрязнения окружающей среды. Правда, опыт последнего десятилетия показывает, что распоряжения китайского центрального правительства не всегда выполняются на местах. Поэтому китайские специалисты, прогнозируя увеличение спроса на стальную продукцию в осенние месяцы, проявляют умеренность в отношении цен на нее. Существенного повышения в обозримом будущем они, по крайней мере, не ждут. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)