Последние два года в Украине активно проводилась распродажа крупнейших шахт, по итогам которой рынок разделился на два равных лагеря. По одну сторону баррикад оказался фаворит конкурсов ФГИ – группа “ДТЭК” Рината Ахметова, по другую – ГП “Уголь Украины”, через который продолжили сбыт продукции оставшиеся в госсобственности шахты. Между обоими игроками рынка тут же возникло напряжение, вызванное тем, что ДТЭК также активно приватизировал и тепловую энергогенерацию, которую тут же запитывал на потребление угля своих шахт. Тем самым донецкий бизнесмен отбирал у государственных угледобытчиков основного потребителя. Но сожалений по этому поводу у него не было: он рассчитывал на скорую ликвидацию “Угля Украины”, которая позволила бы ему расширить сбыт своей продукции на внутреннем рынке. Как раз в рамках этой кампании в президентской программе экономических реформ на 2010-2014 гг. и был предусмотрен план ликвидации ГП “Уголь Украины”. Изначально планировалось, что это знаменательное событие произойдет до конца 2012 г. Но 2 августа 2013 г. на свет появился приказ Минэнерго №554, которым жизнь ГП была продлена до 2017 г. Наибольшие дивиденды от этого получал авторитетный енакиевский бизнесмен Юрий Иванющенко, который через близкого ему главу “Угля Украины” Владимира Соколова курировал это предприятие. Но так как его план противоречил интересам Рината Ахметова, у бизнесменов появился повод для раздора.
До недавнего времени это напряжение ни в чем не выражалось, но сейчас предприниматели затеяли полномасштабную угольную войну. Ее следствием стало прекращение расчетов с “Углем Украины” со стороны тепловой генерации. Самую активную позицию среди энергетиков заняло входящее в состав ДТЭК ПАО “Западэнерго”, долги которого перед “Углем Украины” сейчас выросли до 700 млн. грн. В ответ юристы ГП буквально забросали суды исками с требованиями о принудительном взыскании угольных долгов. Но полученный результат их не удовлетворил – суды все как один решили дать “Западэнерго” возможность погасить его угольные долги за 20 лет. Таким образом, вместо ожидаемого единичного транша в сотни миллионов госпредприятие может претендовать в лучшем случае на 3 млн. грн. в месяц, которые к окончанию 20-летнего срока реструктуризации инфляция превратит в еще меньшую по значимости сумму.
Это полностью дестабилизировало финансовое состояние ГП, поэтому его менеджмент занялся поиском компромисса. Таковым могло бы быть сокращение срока рассрочки погашения долга “Западэнерго” в десять раз – до двух лет. Но эта просьба не нашла понимания у людей в мантиях: 8 и 12 ноября Хозяйственный суд Львовской области принял сразу четыре решения, которыми отказал “Углю Украины” в удовлетворении этого требования. В итоге вместо улучшения ситуации госпредприятие продолжило наращивать долги. На сегодняшний день его кредиторская задолженность составляет 4 млрд. грн., треть из которых уже просрочена. Это могут подтвердить представители Донецкой железной дороги, которой госпредприятие должно 620 млн. грн. за предоставленные услуги по перевозке угля, а также в Альфабанке, которому оно не может вернуть оформленные в кредит 300 млн. грн. Кстати, на этот заем банкиры уже насчитали 100 млн. грн. пени и штрафов, поэтому можно говорить, что кредиторский портфель “Угля Украины” нарастает как снежный ком, который вскоре и накроет эту компанию.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В попытках получить назад свои деньги банкиры добились от судов ареста счетов ГП, тем самым блокируя его деятельность. Пока же чиновники выходят из этой ситуации просто: “Уголь Украины” открывает новые счета, тем самым нивелируя труд исполнительной службы. Но если к Альфабанку присоединятся другие недовольные крупные кредиторы (Сбербанк России, Проминвестбанк, Укрэксимбанк, Ощадбанк и т. д.), государственному угольному посреднику придется несладко.
Таким образом, Ринат Ахметов сможет достичь поставленной цели, а рынок – избавиться от ненужного посредника, которого к тому же часто обвиняют в сбыте нелегального угля так называемых копанок. Другой вопрос, что в настоящий момент стерилизация “Угля Украины” крайне несвоевременна для госшахт. Под прессом сокращения потребления угля местными коксохимиками и энергетиками они резко сократили добычу: за десять месяцев государственные шахты произвели товарную продукцию на 7,1 млрд. грн., что на 11,5% (или на 930 млн. грн.) меньше аналогичного периода прошлого года. Нехватка средств спровоцировала наращивание долгов, которые активнее всего росли у госшахт перед энергетиками за потребленный ток (с начала года прирост составил 1,1 млрд. грн. При этом сейчас нет никаких оснований считать, что ситуация стабилизируется: государственные углекопы продают уголь в среднем по 500 грн./т, тогда как себестоимость его добычи у них составляет заоблачные 1,3 тыс. грн. В таких условиях “Уголь Украины” должен был бы стать для них опорой, гарантирующей сбыт их продукции. Собственно, для этой цели и создавалось это предприятие, но сейчас оно оказалось недееспособным. Из-за этого основную нагрузку по поддержке государственных угольщиков принял на себя госбюджет. С начала года на покрытие разницы между ценой реализации угля и стоимостью его добычи из казны потрачено уже более 11 млрд. грн. (вместо планируемых 9,7 млрд.). Но бесконечно долго дотировать отрасль правительство не сможет, поэтому уже скоро на ул. Грушевского могут появиться люди с гремящими касками
С начала 2013 г. на внутреннем рынке Украины возник профицит коксующихся углей, обусловленный сокращением спроса на него со стороны металлургов. Проблему со сбытом этого ископаемого Кабмин решил в ручном режиме, издав 13 марта постановление о введении квоты на импорт коксующегося угля в 10,2 млн. т. Это помогло шахтерам: за последние полгода потребление отечественного коксующегося угля на внутреннем рынке выросло сразу на 46%. Тем не менее уже скоро об этом тренде можно будет забыть. Сначала, еще летом, металлургам уложиться в отведенный Кабмином лимит не получилось, после чего встал вопрос об увеличении этого объема на 10% до 11,2 млн. т. Эта идея была поддержана почти сразу. А на днях Минэкономразвития подготовило проект постановления Кабмина “Об утверждении перечня товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2014г.”, которым предлагается увеличить квоту на импорт коксующегося угля до 14 млн. т. Парадокс ситуации в том, что предлагаемый объем квотирования соответствует реальному уровню потребности коксохимических и металлургических предприятий, поэтому в нем попросту нет никакого смысла. В МЭРТ это понимают, но назвать предложение этого ведомства ошибкой нельзя, ведь им руководит Игорь Прасолов, назначенный на эту должность по квоте главного металлурга Украины Рината Ахметова. (Комментарии/Металл Украины, СНГ, мира)