В последние годы развитие черной металлургии Ирана, потенциального стального лидера региона, сдерживается снижением поступлений от продажи нефти и газа, медленным ростом строительной отрасли и международными санкциями, которые отталкивают потенциальных инвесторов.
Страна с населением в 75 млн. человек и всеми необходимыми ресурсами для создания мощной металлургии до сих пор импортирует почти столько же сталепродукции, сколько и производит. Потребление металлопродукции в Иране из расчета на душу населения с 2001 г. по 2010 г. выросло на 72% со 162 до 280 кг. В минувшем календарном году спрос составил порядка 18 млн. т, в текущем – прогнозируется на уровне 19 млн. т.
Баланс рынка в Иране, млн. т
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Потребление | 15,6 | 16,3 | 17 | 17,5 |
Производство | 10 | 10,1 | 12 | 13,04 |
Импорт | 7,9 | 8,1 | 9,3 | 8,5 |
Источник: данные WSA, ISSB, Ugmk.info.
Потребление сталепродукции начало активно расти с 2005-2006 гг., когда увеличение цен на нефть позволяло вкладывать в восстановление разрушенной после войны с Ираком инфраструктуры. В этот период из-за дефицита своих мощностей быстро рос и импорт. В 2007 г. ввоз металлопродукции подскочил на 60% до 12 млн. т. Многим местным заводам, выпускающих арматуру, приходится импортировать заготовку. К тому же из-за неразвитости железнодорожной сети предприятиям, находящимся вблизи каспийских портов, проще и дешевле закупать импортный полуфабрикат.
Сейчас по объему потребления Иран опережает все страны MENA, кроме Турции, и в будущем, очевидно, превзойдет ее. В стране огромный потенциал спроса, учитывая необходимость ускорения индустриального развития и строительства инфраструктуры. В Иране идет расширение сети железных и автодорог, мостов и развязок. В частности, на востоке строится ж/д магистраль протяженностью 8,5 тыс. км, которая свяжет иранский порт Чабахар со странами Средней Азии. Планируется также построить железные дороги в Китай и Армению. Строятся новые НПЗ, электростанции и ЛЭП, трубопроводы, порты, плотины и объекты водоснабжения.
Растет потребление и в машиностроении – в вагоностроении, судостроении и автопроме. На новой судоверфи на острове Киш будет организовано строительство, ремонт и техобслуживание крупнотоннажных судов и супертанкеров водоизмещением более 300 тыс. т. Здесь будет построено 12 морских буровых платформ и 2 наземных буровых установок, инвестиции превысят $2,5 млрд. В автомобильной отрасли, формирующей спрос на х/к и оцинкованный прокат, в1390 иранском году (21 марта 2011 г. – 20 марта 2012 г.) произведено порядка 1,5 млн. автомобилей.
Импорт
На сегодня импорт стабилизировался на уровне 8-9 млн. т в год. Более 50%, 4-5 млн. т составляет квадратная заготовка. Ввоз арматуры составляет до 1 млн. т в год, примерно столько же импортируется профилей и сортовой продукции. Импорт плоского проката – 3-3,5 млн. т в год, вкл. 2-2,5 млн. т г/к рулона и по 0,5-0,7 млн. т х/к проката и проката с покрытием. Почти 70% импорта поступает из стран СНГ – преимущественно России и Украины.
Иран – второй по величине потребитель российских черных металлов (15% всего экспорта). Рекордные объемы отмечены в 2007 г. и 2009 г., когда в Иран из РФ было поставлено почти 5 млн. т метпродукции.В 2011 г. экспорт проката и труб в Иран составил порядка 4 млн. т, в т.ч. квадрата – около2 млн. т, плоского проката – 1,5 млн. т, сортового проката – 0,5 млн. т. Из Украины экспорт в Иран в 2008-2009 гг. составлял всего 450-500 тыс. т. В 2010 г. отмечен прирост поставок на 80%, до 850 тыс. т. Экспорт сталепродукции из Ирана в минувшем году составил порядка 1,1 млн. т. Это преимущественно горячекатаная продукция и арматура.
Производство
Иран является единственной страной на Ближнем Востоке, располагающей всеми ресурсами для стальной отрасли. Запасы железной руды оцениваются в 4 млрд. т, годовое производство рудного сырья превышает 25 млн. т. Ресурсы угля не столь значительны, однако достаточны для выплавки кокса и чугуна. Важнейшими преимуществами для развития металлургии являются наличие дешевого газа, что делает выгодным производство прямовосстановленного железа, а также доступность и низкая стоимость рабочей силы. Основными проблемами, препятствующими росту отрасли, являются дефицит лома и качественного коксующегося угля нужных марок (к слову, Иран является одним из крупнейших импортеров кокса из Украины).
Совокупные мощности иранской металлургической промышленности составляют около 20 млн. т стали в год. В последние годы растет роль частного сектора, объемы производства которого составляют почти треть отраслевого производства. В минувшем году ими выпущено порядка 5 млн. т готовой продукции, в т. ч., 2,5 млн. т арматуры и 1,5 млн. т г/к проката. Кроме того, растет выпуск плоского проката. Строятся новые заводы специально для обеспечения листовой сталью автомобилестроителей.
За полный 1390-й год в стране будет выплавлено порядка 14 млн. т сырой стали. Почти 40% производства приходится на Mobarakeh Steel (порядка 5,5 млн. т). Крупнейшими производителями в стране, помимо Mobarakeh, являются Esfahan Steel, INSIG, Khouzestan Steel. К 2025 г. в стране планируютежегодное производство довести до 55 млн. т. Это больше, чем сейчас выплавляют за год Германия (44 млн. т в 2011 г.), Украина и Бразилия (по 35 млн. т).
В реализации этих планов в указанные сроки есть основания усомниться. Ранее заявляемые правительством грандиозные планы “удвоить-утроить” производство за 5-7-10 лет, неизменно были провалены. Кроем того, в нынешней ситуации большинство крупных мировых меткомпаний, планировавшие инвестиции в ГМК Ирана, отменили или заморозили свои проекты. По некоторым данным, общая стоимость остановленных проектов в отрасли составила более $10 млрд. Кредитовать их в условиях жестких финансовых санкций со стороны ЕС и США тоже некому. Расширение собственных сталеплавильных мощностей, таким образом, снова затягивается, а Иран по-прежнему остается жестко зависимым от импорта полуфабрикатов.
Воспользоваться этой ситуацией металлурги СНГ смогут только найдя адекватные механизмы поставок и расчетов, не противоречащих международным санкциям. Индия уже нашла способ расчетов с Ираном – частный иранский банк Parsian открыл счет в индийском UCO bank, после чего индийские экспортеры стали получать платежи из Ирана в рупиях. Эскалация напряженности вокруг Ирана не на руку украинским экспортерам – в случае даже “локального” военного конфликта они потеряют этот рынок надолго. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)