Об этом рассказал А. Шевелев, генеральный директор ОАО “Северсталь-Метиз”, выступая на Общероссийской конференции “Проволока-крепеж-2014”. При этом, по его оценкам, объем импорта метизной продукции за три года увеличился на 63%, основной рост приходится на крепежные изделия и проволоку. Отрицательно влияет также стагнация промышленного производства, спад во всех ключевых отраслях потребления метизной продукции, особенно в авто- , машиностроении и ЖД, сокращение инвестиционной активности.
При этом актуальной проблемой рынка сегодня является развитие рынка калиброванной стали РФ, основным потребителем которой является автопром. Здесь, по словам А. Шевелева, наблюдается значительный переизбыток мощностей: загрузка существующих производителей калиброванного проката составляет от 30% до 70%; средняя загрузка по всем основным производителям составляет около 55%. А ввод новых мощностей еще более обострит ситуацию на рынке. Сама компания «Северсталь-Метиз» по этому продукту работает с 50%-ной загрузкой мощностей.
В то же время после роста в 2009-2012 гг., в 2013 г. на авторынке произошел спад на 5,5%. Единственный сектор, в котором произошел рост продаж (+9%) – “иномарки российского производства”. А основная масса иностранных автосборщиков, составляющих около половины всего российского рынка практикуют узловую сборку с низкой степенью локализации.
Прогноз падения емкости основных потребляющих отраслей в 2014 г. на 10-15% не дает оснований к улучшению ситуации в 2015 г. Рынок автомомобилестроения также показывает падение, а стратегия основных производителей направлена на поставку узлов от поставщиков первого уровня с последующей отверточной сборкой. До момента выполнения новых требований правительства к степени локализации автосборщиков, вероятность появления на рынке России предприятий по производству автокомпонентов с использованием калиброванной стали крайне низка. Сегмент спотовой металлоторговли, ориентированный в основном на рядовой прокат в сложившейся ситуации также перегрет, что подтверждается колоссальным количеством проката на складах металлотрейдеров. Усиление процесса замещения поставок горячекалиброванным металлом, который с учетом мировых технологий не уступает по характеристикам калиброванному прокату при меньших ценах.
В данной ситуации наиболее адекватная стратегия производителей – ориентация на текущие поставки с задачей по выдерживанию своей рыночной доли. Затем А. Шевелев привел предложения по дальнейшим шагам для развития данного рынка. По его словам, необходимо: инициировать обсуждение среди метизных предприятий по полноте предпринимаемых правительством мер по защите и поддержке отечественного автомобиле- и машиностроения; инициировать обсуждение среди метизных предприятий по полноте предпринимаемых правительством мер по увеличению уровня локализации в автомобильной промышленности; при отсутствии положительной тенденции по повышению уровня локализации автокомпонентщиков, необходимо активно инвестировать в оборудование для производства финишных продуктов; крайне аккуратно относиться к возможностям по наращиванию производства и демпингу на снижающемся рынке. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)