Расследование началось с легкой руки президента, который на заседании СНБО поставил под сомнение происхождение южно-африканского угля и предположил, что уголь закупается по завышенной цене. В конце недели 3-9 ноября следователи допросили директора “Укринтерэнерго” Владимира Зиневича и исполняющего обязанности руководителя компании “Центрэнерго” Юрия Головачева, 10 ноября – министра энергетики Юрия Продана. “Я готов сотрудничать со следствием, и предоставлю все необходимые документы”, – заверил министр, – проверка идет по всем сделкам, связанным с закупкой угля. ЮАРовский уголь и эти соглашения будут также проверяться”.
УП попыталась выяснить, покупался ли уголь в ЮАР по завышенной цене, почему дело против Продана появилось именно сейчас, и каким компаниям могут достаться новые контракты на поставку угля государству.
Украинское правительство решило закупать уголь в далекой Южной Африке летом. Причина – дефицит топлива: крупные угольные предприятия Донецкой и Луганской области были захвачены боевиками, поставки угля на генкомпании приостановились. Украина, которая год назад жаловалась на профицит угля, столкнулась с серьезной угрозой – из-за нехватки топлива в некоторых регионах уже начались веерные отключения электроэнергии.
Минэнерго предложило частично решить эту проблему за счет импорта 1 млн. т угля из ЮАР, и сообщило, что в ближайшее время определится с компанией – поставщиком. “Тендер мы не проводили, законодательством этого не было предусмотрено, – рассказывает министр Продан. – «Укринтерэнерго», проанализировав все предложения, выбрало самое лучшее по показателям “цена – качество – сроки предоплаты”.
19 августа контракт на поставку южноафриканского угля был подписан между госкомпанией «Укринтерэнерго» и английской Steel Mont Trading. Ее директор Раджеш Кумар Сарайа такую удачу объясняет тем, что компания предложила самые выгодные условия. “Укринтерэнерго” получила от швейцарского банка банковскую гарантию на $4,3 млн. которая стала залогом поставки товара. После этого нам оплатили 20% стоимости товара”, – рассказывают в Steel Mont Trading. “Украинской правде” стало известно, круг предложений был куда шире – известные мировые компании Vitol, Glencore, Mercuria, Trafigura, BHP Billiton,Anglo American, Total, XeCoаl. Были ли их предложения действительно менее привлекательными, выяснить не удалось. Steel Mont Trading начинала свой бизнес в Англии в 1993 г. На своем официальном сайте компания сообщает, что занимается логистикой и транспортными поставками, а также торгует ферросплавами, строительными материалами, сельхозпродукцией. У компании есть офисы в Украине, ОАЭ, Индии, Германии, Турции и России. Один из ее главных акционеров – гражданин Индии Раджеш Кумар Сарайя, который работает с Украиной еще с 1993 г., у Кумара также есть бизнес в Беларуси.
Контракт на поставку южноафриканского угля состоял из двух спецификаций – обе предусматривали покупку 250000 т угля по $86/т. В контракте указана базовая калорийность угля – 5500 ккал/кг. Также компания Steel Mont Limited предоставила “Украинской правде” заключения экспертизы южноафриканского угля. Согласно ее результатам калорийность поставляемого топлива составляла 5700-6200 ккал/кг, содержание серы – 0,5-1,5% , зольность – 28%. Что можно сказать о качестве данного угля? “Этот уголь самого низкого качества из того, что сегодня можно купить в ЮАР. Причем его взяли по цене более качественного, меньшей зольности. Разница в цене небольшая – около 8%, – говорит аналитик Case Украина Евгений Дубогрыз. – Со стороны выглядит так, что при подписании соблазнились низкой ценой, а вопросу качества внимания не уделили”.
У экспертов нашлись вопросы и к цене, хотя они признают, что дешевле на сегодняшний день только российский уголь. “Уголь из ЮАР можно купить дешевле – на $10-15/т. Но для этого нужно эффективнее работать с теми, кто занимается доставкой, перевалкой, предоставляет услуги экспедиторов, поскольку цены на их услуги, зачастую завышены по сравнению что с мировыми, что даже с российскими”, – уверен Дубогрыз.
Факт, что российский уголь действительно покупать дешевле, подтверждает и Продан. “Мы этого никогда не скрывали – российский уголь действительно дешевле, но мы не можем полностью зависеть от российского импорта. Вы же сами видите, к чему привела такая же зависимость в газовом вопросе, – объясняет министр. – За энергонезависимость иногда приходится платить больше”.
Но полностью отказаться от поставок российского угля Украина не смогла. По состоянию на 24 октября Украина подписала контракты на поставки 509000 т угля российского происхождения, 250000 т – ЮАР, 320000 т – украинских предприятий. В аналитической записке, которая была подготовлена Минэнерго для премьер- министра Яценюка, указаны следующие цены на уголь: российского происхождения – $80/т при базовом показателе калорийности 6000 ккал/кг, украинского происхождения – 850 грн./т. С учетом всех транспортных расходов, затрат на хранение, 1 т угля из ЮАР обходилась в $110 -112.
Но эта цена устраивала и Кабмин, и президента почти три месяца с момента подписания контракта. “Причина, по которой возник конфликт – коалиционное соглашение и переговоры относительно кресла министра энергетики”, – считает топ-менеджер одной из энергетических госкомпаний. “Украинская правда” раньше сообщала, что на должность министра энергетики в будущем Кабмине претендует Александр Домбровский – соратник президента Порошенко, бывший глава Винницкой ОГА. “Народный фронт” выступал против – “Домбровского никогда в Кабмине не будет, какое он вообще отношение имеет к энергетике”, – парировал в ночь выборов в штабе НФ один из соратников Яценюка.
У министра Продана есть и другое объяснение: “В связи с тем, что на подконтрольных боевикам территориях находятся большие объемы угля, которые в настоящее время не реализуются, а также в связи с интересом российских трейдеров к ним, не исключено, что украинский угольный рынок ожидает передел”. Скандал вокруг зарубежного контракта разгорелся после того, как поставками угля заинтересовались неизвестные оффшоры.
В конце сентября компания “Центрэнерго”, для которой и закупался уголь в ЮАР, получила торговое предложение от кипрского оффшора Neocar Contracts Limited. Компания предложила “Центрэнерго” приобрести у нее 50000 т российского угля по $80/т и базовом показателе 5400 ккал/кг. “Центрэнерго” с такими условиями не согласилась и предложила снизить цену. 17 октября Neocar Contracts Limited вернулась с новым предложением к “Центрэнерго”, но на этот раз не одна. Компанию ей составили гонконгская Arida Global Limited и кипрская Spolina Enterpises Limited.
Дружественный пул предложил “Центрэнерго” подписать контракты на поставку уже 1,1 млн. т российского угля до 31 декабря по $87, базовой калорийности 5300 ккал/кг уже с учетом затрат на доставку до электространции. “Центрэнерго” и это письмо отклонило, а через неделю компании прислали новое предложение. На этот раз предлагалось закупить 900000 угля по цене $86 при базовой калорийности 6300 или $93,5 с учетом всех транспортных расходов. В “Центрэнерго” ответили отказом из-за “завышенной цены и возможного прекращения поставок угля из России в осенне-зимний период”.
Компания Neocar Contract Limited была зарегистрирована в мае 2010 г. на Кипре. Она на 100% принадлежит другому оффшору – Fynel Limited. В 2011 г. она принадлежала латышу Стану Горину, а ее директорами в разное время были Эрик Ванагельс, Юрий Витман и Дэнни Бенгер. Это те же Стан Горин, Эрик Ванагельс, Юрий Витман и Дэнни Бенгер, фирме которых государство Украина в лице ГАК “Черноморнефтегаз” заплатила $400 млн. за “вышки Бойко”. “Латвийские бомжи” фигурировали также в ряде коррупционных скандалов на территории бывшего СССР. Найти какие-либо ведомости о компании Arida оказалось сложнее. В предложении, которое компания отправляла в Минэнерго, указаны контакты Олега Кривича. Человек с такой фамилией и отчеством баллотировался в народные депутаты по спискам партии “Едына краина” и имеет донецкую прописку. “Украинская правда” передала запрос Кривичу через одного из лидеров политcилы Алексея Евченко, но он пока не ответил на него. Третья компания – Spolinia Enterprises Limited была зарегистрирована на Кипре в конце сентября. Ведомостей о ней тоже нет.
Два собеседника “Украинской правды” на условиях анонимности сообщили, что интересы оффшорных компаний в новых контрактах лоббировал Сергей Кузяра – бывший советник министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, которого в СМИ называли топ-менеджером Александра Януковича.
В годы президентства Януковича Кузяра неоднократно становился героем журналистских расследований. Подконтрольная ему компания “Продакс” не только без препятствий выигрывала государственные тендеры на поставки шахтного оборудования, но и выступала учредителем целого выводка “тезок ” госпредприятий. В интервью “Forbes-Украина” осенью 2012 г. Кузяра признавался, что постоянно общается с “менеджерами ДРФЦ и МАКО (строительная фирма Александра Януковича). На парламентских выборах 2014 г. Кузяра баллотировался в парламент по спискам “Сильной Украины” Сергея Тигипко.
“Кузяра каким-то образом заручился поддержкой у высокопоставленных сотрудников АП и сказал, что теперь будет поставлять в Украину российский уголь, который дешевле”, – рассказывает один из сотрудников аппарата Кабмина. – Ходили слухи, что сейчас он представляет интересы Виктора Медведчука”. Сергей Кузяра подтвердил, что действительно помогает компаниям – нерезидентам договориться о поставках российского угля в Украину. Но уточнил, что защищает интересы только компании Neocar, к остальным компаниям отношения не имеет, чьи они – не знает.
“У меня осталось много связей еще со времен АРС (компания донецких бизнесменов Игоря Гуменюка и Рината Ахметова) и я вызвался помочь стране с дешевым российским углем, поскольку Украина сейчас столкнулась с дефицитом”, – заявил он. Связи с Медведчуком Кузяра опроверг, как и то, что когда-то работал у сына бывшего президента. “По такому принципу меня можно назвать и человеком Ахметова, поскольку свою карьеру я начинал именно в его компании, хотя у Александра Януковича я никогда не работал”, – заверил он “УП” и предложил встретиться с представителем Neocar Contracts Виталием Фоминым.
Фомин пришел на встречу с копией контракта с “Центрэнерго”. “Кипрская компания дает гарантии, что уголь из России будет поступать в Украину бесперебойно”, – заверил он. Фомин отказался назвать российские компании, у которых Neocar собирается покупать уголь, а также не смог объяснить, почему ее акционером является Fynel, которая была фигурантом крупных коррупционных скандалов. Есть ли взаимосвязь между делом о контрактах южно-африканского угля и новых поставщиках, которые лоббирует Кузяра?
Министр Юрий Продан не смог утвердительно ответить на этот вопрос. “Могу сказать одно – если контракт на поставки южноафриканского угля будет разорван по какой-то причине, в нынешней ситуации нам придется экстренно искать нового поставщика, – заявил он. – Быстро мы не сможем подписать контракт только с российскими производителями. Не факт, что цена будет рыночно обоснованной”. У Фомина, чья компания пытается стать партнером государства, есть, что возразить на этот счет. “Есть политическая логика, а есть экономическая. В случае с углем, она на российской стороне”. (Украинская правда/Металл Украины и мира)