Последние несколько дней приблизили украинский горно-металлургический комплекс к краху. Все началось с мощного артобстрела Авдеевки, где расположен крупнейший в Европе коксохимический завод. АКХЗ пришлось остановить. На предприятии даже готовились экстренно консервировать коксовые батареи. Однако руководству предприятия, заводчанам и энергетикам удалось невозможное – буквально на следующий день перезапустить коксохим. Но положение хрупкое – обстрелы города не прекращаются до сих пор.
Как сообщили в управляющей компании “Метинвест”, сейчас АКХЗ работает на двух высоковольтных вводах из четырех, его мощности загружены не более чем на 25%. “Падение производства и разрушенное железнодорожное сообщение не позволяют поставлять продукцию завода на ММК им. Ильича и “Азовсталь”, – добавили в холдинге.
Ситуация еще более обострилась, когда в Запорожской области произошла диверсия – взрыв на железной дороги на переезде Камыш-Заря – Розовка. В результате Мариуполь оказался полностью отрезан от ж/д сообщения с остальной Украиной. При этом данный маршрут был единственным, по которому доставлялось железорудное сырье с Криворожья на мариупольские меткомбинаты. Кстати, именно состав из 55 вагонов с концентратом был пущен под откос. Кроме того, боевики с регулярной периодичностью обстреливают пгт Сартана, который, по сути, является пригородом Мариуполя и местом перевалки сырья на заводы.
По словам гендиректора ММКИ Юрия Зинченко, из-за обоих террористических актов в настоящее время мариупольские гиганты оказались на грани остановки: “На предприятии осталось кокса – всего на сутки. Без кокса придется останавливать доменные печи”.
Что значит для экономики Украины остановка второго и третьего по величине метпредприятия страны? Естественно, это рост социальной напряженности и в городе, и в регионе, а в макроэкономическом плане – сокращение валютной выручки (как это повлияет на курс гривны – вопрос риторический) и доходов госбюджета. Плюс к этому следует добавить Авдеевский коксохим, который занимает 40% украинского рынка кокса. Более того, АКХЗ – это химически опасное производство, прекращение деятельности которого может обернуться экологической катастрофой. По принципу домино негативные последствия выйдут далеко за границы региона.
Реакция властей на события в ГМК оказалась достаточно оперативной. Премьер-министр Арсений Яценюк поручил внести Авдеевку в перечень населенных пунктов, где проходит АТО, а силовикам – укрепить ее оборону. По его словам, целью атака боевиков является именно Авдеевский коксохим, а за ним – вся украинская металлургия.
На взорванном мосту на переходе Камыш-Заря – Розовка железнодорожники уже начали работы по его восстановлению в круглосуточном режиме. Ремонт будет осуществляться в три этапа: сначала очистят путь от поврежденного подвижного состава, затем проведут восстановительные путевые работы и начнут восстановление мостового перехода. Привлечены два восстановительных поезда, а также 5 ед. тяжелой бульдозерной техники.
Очевидно, что впереди у ММК им. Ильича, “Азовстали”, АКХЗ и, скорее всего, ГОКов сверхтрудный период. Оборона Авдеевки и оперативный ремонт железной дороги – это тот минимум, который просто обязано сделать государство для сохранения отрасли. В то же время в сфере ответственности правительства достаточно инструментов для реальной, а не словесной поддержки предприятий ГМК. Достаточно вспомнить болезненный вопрос возврата НДС, где преференции почему-то отдаются компаниям с российским собственниками.
По словам гендиректора “Азовстали” Энвера Цкитишвили, общий долг государства по НДС и переплаченному налогу на прибыль перед “Метинвестом” достиг 4,7 млрд. грн., что ставит предприятия холдинга на грань выживания. “Сейчас на метпредприятиях Мариуполя практически не осталось оборотных средств. Металлургии сегодня плохо и ей нужна помощь. Мы кричим об этом, но правительство нас не слышит”, – констатировал топ-менеджер. Впрочем, на возврате НДС поддержка отрасли не начинается и не заканчивается – правительству стоит определиться, ему все-таки нужна отрасль-локомотив роста или оно собирается до “бесконечности” латать тактические бюджетные дыры? (Uaprom.info/Металл Украины и мира)