И если сталевары их реализуют, то государство сможет занять уверенное второе место среди крупнейших продуцентов металла в мире. Пока же местным металлургам мешает импорт дешевой импортной стали и трудности с разработкой месторождений железной руды.
По замыслу, к 2015-2016 финансовому году производство здесь достигнет 112,5 млн. т, к 2017 г. – вырастет до 140 млн. т, а к 2025 г. – аж до 300 млн. т. При таком раскладе Индия будет уступать лишь Китаю – первенство этого государства в сталеварении неоспоримо и непоколебимо. За 2014 г. китайцы повысили выплавку на 0,9% до немыслимых 822,7 млн. т. И если оценивать их долю на рынке, то 49,5% всей стали в мире было, так сказать, made in China.
Но вот других конкурентов Индия может смело обойти. Согласно данным Всемирной ассоциации стали, на сегодняшний день страна занимает четвертую позицию в рейтинге ведущих производителей на рынке. За прошлый год объемы выплавки стали на индийских предприятиях выросли на 2,3% – с 81,3 млн. т до 83,2 млн. т. С такими результатами металлурги из Индии фактически наступают на пятки сталеварам из США, чье производство за минувший год росло более медленными темпами – лишь на 1,7% до 88,3 млн. т по сравнению с 86,9 млн. т за предыдущий год.
Более существенный разрыв у Индии с Японией. Здесь за прошлый год выпуск металла достиг 110,7 млн. т, хотя темпы роста по сравнению с предыдущим годом были ничтожными – лишь 0,1%. Опираясь на эти цифры, становится понятно, что Индия пока не дышит в затылок Японии. Однако если страна действительно доведет производство до заветных уровней, то японцам придется потесниться – в итоге они будут замыкать тройку мировых лидеров.
А, судя по всему, Индия не бросает слов на ветер и действительно идет к намеченной цели. Об этом говорят как результаты, так и планы ведущих местных сталелитейных компаний. К примеру, корпорация Tata Steel на своих индийских предприятиях в IV квартале минувшего года по сравнению с предыдущим годом увеличила производство на 5,6% до 2,29 млн. т, а продажи – на 3% до 2,13 млн. т. И это несмотря на то, что холдинг в прошлом году несколько утратил свои позиции на индийском стальном рынке и в рейтинге крупнейших поставщиков занял третью позицию. Уже к апрелю он планирует ввести в эксплуатацию завод KalingaNagar в штате Одиша. Его пуск добавит Tata Steel дополнительных “стальных бицепсов” объемом в 6 млн. т в год.
Похвастаться высокими результатами может также компания JSW Steel. По итогам апреля-декабря минувшего года она выплавила 9,57 млн. т стали, что на 6% превосходит результаты предыдущего года (9,03 млн. т). Тем не менее результаты за октябрь-декабрь за год практически не изменились и составили 3,17 млн. т. За финансовый год, который закончится в марте, JSW надеется выпустить 12,9 млн. т металла, а к 2020 г. достичь уровня производства в 40 млн. т. Возможно, воплотить в жизнь эти далеко идущие планы компании удастся также благодаря предположительному строительству доменной печи в штате Махараштра. Этот проект пока не утвержден. Однако, по данным западных СМИ, концерн готов инвестировать в него крупную сумму – целых $2,5 млрд. Мощность печи составит 5 млн. т в год, а благодаря ее пуску производительность компании поднимется на 35% до 19 млн. т.
Самые решительные планы вынашивает корпорация Steel Authority of India. К 2030-2031 финансовому году лидер индийского рынка надеется повысить выплавку стали более чем в два раза. Согласно прогнозам, производство увеличится с нынешних 23 млн. т до 50 млн. т в год. Ожидаемый рост станет существенным достижением не только для местного рынка, но и для мирового. Очевидно, что SAIL удастся попасть в своеобразный лидерский клуб – десятку крупнейших мировых сталелитейных компаний.
Сейчас холдинг занят сразу несколькими проектами. В начале года стальной гигант договорился оживить идею строительства металлургического завода с южнокорейским холдингом Posco. Инвестиции в проект оцениваются в $2,9 млрд., а его производительность – в 3 млн. т стали в год. Стороны задумали этот проект еще в 2011 г. Однако тогда они не смогли найти общий язык в вопросе структуры собственности. Каждая из сторон была нацелена на мажоритарный пакет акций. Сейчас разногласия удалось преодолеть – SAIL и Posco будут владеть равными 49% долями в проекте, а оставшиеся 2% предложат различным финансовым учреждениям.
Еще одним масштабным проектом продуцента является строительство металлургического завода в партнерстве с индийской горнодобывающей компанией National Mineral Development Corporation. На данном этапе известно, что в предприятие предполагается вложить порядка $4 млрд. Начало его строительства запланировано уже на конец года. А после пуска завод будет ежегодно выплавлять 6 млн. т стали. Весьма ценный вклад в “стальную копилку” SAIL.
Впрочем, оценивая столь завидные намерения Индии и ее меткомпаний, не стоит игнорировать проблемы, которые могут повлиять на уровень стального производства. Одной из самых серьезных трудностей для индийской отрасли является наплыв в страну дешевой импортной стали. Речь идет о поставках из Китая, России и Южной Кореи. В Министерстве экономики Индии возмущены, что цены на некоторые виды импортного металлопроката дошли до абсурдных уровней. Это вынуждает местных производителей снижать свои цены, чтобы конкурировать с импортными поставками. В ведомстве опасаются, что в сложившейся ситуации Индия будет сокращать свой экспорт, в то время как более дешевый импорт наводнит страну. По данным Joint Plant Committee при Министерстве металлургической промышленности государства, за апрель-январь общие поставки стали в Индию выросли на 60,9% и составили 7,4 млн. т. За это же время экспорт индийского металла уменьшился на 12,9% до 4,3 млн. т. Самое время начинать паниковать.
Не менее важную роль в вопросе роста индийского стального производства играет спрос на металл. А он вызывает опасения со стороны рынка. В сущности, прошлый год прошел под эгидой вялого спроса на сталь со стороны основных секторов потребления, таких как автомобильная промышленность и инфраструктура. С апреля по январь этот показатель повысился лишь на 3,5% до 62,98 млн. т.
И даже если Индия справится с перечисленными сложностями, остается еще одно препятствие для сталеваров – недоступность местных ресурсов железной руды. На сегодняшний день государство обладает внушительными внутренними запасами сырья. Однако запреты на ее добычу из-за загрязнения окружающей среды поставили металлургов в тупиковую ситуацию. Производство руды в стране за последние годы уменьшилось с 201 млн. т в 2010-2011 гг. до 150 млн. т в 2013-2014. В нынешнем году выпуск сырья, очевидно, продолжит снижаться из-за закрытия шахт в штатах Одиша и Джаркханд. Закономерно, что в этой ситуации местные металлургические предприятия сталкиваются с острой нехваткой руды и вынуждены ее импортировать.
Логично предположить, что при ослабленном спросе, растущем импорте металла и ограниченном доступе к залежам железной руды металлургам Индии невыгодно и местами непросто наращивать производство. Тем более, столь существенно, как планируется. Однако стремление к центровым позициям на мировой стальной арене могут мотивировать страну к поиску решений и преодолению препятствий на пути к реализации поставленных задач. (Евгения Губина, МинПром/Металл Украины и мира)