Горно-металлургический концерн “Казахалтын” планирует вложить более 3 млрд. тенге в укрепление своих технических сооружений, чтобы противостоять натиску нелегальных старателей, активность которых не уменьшается, несмотря на предпринимаемые компанией меры.
“Более 3 млрд. тенге мы в этом году планируем использовать для технической укрепленности объектов, в основном рудника Бестобе, который является главным объектом у нас в плане хищений золотосодержащей продукции”, – сообщил посредством онлайн-связи генеральный директор “Казахалтын” Евгений Балашов на совещании представителей золотодобывающих предприятий в ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) в Астане.
Известно, что концерн в сентябре прошлого года привлек кредит Сбербанка на 4,7 млрд. тенге. Ранее сообщалось, что “Казахалтын” планирует в 2017 г. ввести в эксплуатацию три золотоизвлекательные фабрики перерабатывающей мощностью по 2,2 млн. т руды в год каждая с общей производительностью до 3,7 т золота. Инвестиции в проект оцениваются порядка в $90 млн., говорилось в сообщении агентства “Прайм”.
Между тем проблема хищения золотосодержащих материалов на рудниках “Казахалтын” остается очень острой в последние годы. В какой-то мере предрасположенность к ее устойчивости сложилась исторически и в силу специфики кварцежильных месторождений золота компании. По данным пресс-службы АГМП, экономические потери от хищений составляют примерно 100 кг золота каждый месяц, от чего терпит убытки не только компания, но и республиканский бюджет.
“За 2016 г. нашей службой безопасности задержано более 9 тыс. человек незаконных старателей в шахтах и карьерах концерна. Изъято 109 т кварца, 16 кг золота, ликвидировано 54 мини-цеха по переработке руды, из них 36 – в шахтах, 18 – на поверхности поселков. Возбуждено 188 уголовных дел, осуждено за 2016 г. 17 человек, но ожидаемых результатов эти наши действия и меры не приносят”, – привел данные Балашов в ходе конференц-колла.
В концерне выделяют три основных аспекта в проблемном вопросе – техническую вооруженность предприятия, качество работы охраны и совершенствование текущего законодательства. Именно из-за недостатков последнего большинству нелегальных старателей из 9 тыс. человек, задержанных в шахтах глубиной 700-800 м предъявить незаконную добычу и возбудить уголовное дело процессуально практически невозможно. За проникновение на охраняемый опасный производственный объект не применяются строгие административные меры, а скупщики драгоценных металлов открыто занимаются своей деятельностью, посетовал топ-менеджер “Казахалтын”.
В связи с этим в компании предлагают ряд законодательных изменений в Уголовный кодекс, чтобы незаконное проникновение на опасный производственный объект стало наказуемо в первую очередь в административном порядке и в случае рецидива – уголовно преследуемым. В то же время в компании считают, что незаконный оборот и перепродажа драгоценных металлов должны подвергнуться более суровым ограничениям в виде запрета и наказуемости.
Для повышения качества охранной деятельности руководство “Казахалтын” предлагает внести дополнения в нормы, регулирующие превышение полномочий служащего частной охранной службы. Перечисленные предложения потребуют законодательных изменений в Кодексе об административных правонарушениях, законе о гражданской защите, законодательстве о недрах и обороте драгоценных металлов. Сейчас компания ведет работу по разработанным законодательным предложениям с профильным министерством, депутатами парламента и генеральной прокуратурой, уточнил Балашов.
Руководитель управления горно-металлургической промышленности министерства по инвестициям и развитию (МИР) Жанат Игисинов сообщил собравшимся на совещании АГМП, что в министерстве поддерживают инициативу “Казахалтын”.
“Нами отработана сравнительная таблица, проведена встреча в генеральной прокуратуре с приглашением представителей министерства внутренних дел. Обсуждали долго данный вопрос и пришли к выводу, что для того, чтобы принимать соответствующее внесение изменений и дополнений в Кодекс об административных нарушениях, Уголовный кодекс, необходимо затребовать статистические данные, то есть статистику по незаконному проникновению на производственный объект, факты по злоупотреблению полномочиями частных охранных служб или же факты по незаконному обороту драгоценных металлов и драгоценных камней”, – сказал он. При этом Игисинов отметил, что законодательную работу нужно будет начинать с изменений в Уголовном кодексе.
В ответ на комментарий представителя министерства, Евгений Балашов подтвердил готовность предоставить все необходимые данные от “Казахалтын”. Он также подчеркнул, что изменения в различные кодексы и правовые акты должны вноситься параллельно, чтобы они заработали полноценно. В свою очередь руководитель управления горно-металлургической промышленности МИР отметил, что к обсуждению законодательных поправок будут привлечены представители министерства внутренних дел, генеральной прокуратуры и Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” с учетом серьезности проблемного вопроса.
Между тем в министерстве по инвестициям и развитию создано несколько рабочих групп, одна из которых занимается технологической модернизацией производственных структур, а другая – внедрением элементов индустрии 4.0, сообщил Игисинов. “Нами были высланы запросы в крупнейшие предприятия республики и сейчас мы получаем ответы в виде предложений. Воспользовавшись случаем, хотел бы призвать золотодобывающие предприятия активно участвовать в данной работе”, – сказал представитель МИР в своем выступлении.
Говоря о государственном надзоре золотодобывающей отрасли, директор по правовым вопросам и недропользованию “Полиметалл Евразия” Абай Худайбергенов отметил на совещании, что она остается наиболее зарегулированной в сфере добычи твердых полезных ископаемых (ТПИ).
“Есть два направления зарегулированности. Это общий, как в целом у всех недропользователей в части ТПИ, и специфический. Общий – это, допустим, мы сегодня обсуждали как раз на площадке АГМП экологические вопросы. Есть налоговые вопросы, связанные с администрированием и возвратом НДС, связанные с неравноправием по бонусу коммерческого обнаружения по контрактам на добычу, и на разведку и добычу совмещенную”, – указал он в своем докладе.
Несмотря на оказываемую государством поддержку, по мнению Худайбергенова, существуют вопросы в части утверждения ненормируемых потерь при добыче и первичной переработке, которые регулируются комитетами геологии и промышленности профильного министерства. Также компания сталкивается со специфической проблемой движения сырья.
“Был принят закон о драгметаллах, и в настоящее время очень тяжело стало осуществлять движение сырья, в том числе по давальческому сырью. Объясню, сейчас ситуация в золотодобывающей отрасли следующая: на многих месторождениях идет истощение. Соответственно, создаются перерабатывающие хабы. Когда мы пытаемся вывезти руду для переработки до концентрата и затем вернуть, все равно должны получать отказы от заводов на руду. Понятное дело, что заводы аффинировать руду не будут, а все-таки ее поставили в сырьевые материалы. Я думаю, что здесь где-то можно чуть-чуть, может быть, надо было поправить именно те продукты, которые аффинажный завод и берет – сплав Доре и так далее”, – пояснил он в ходе выступления.
“Есть два направления действия – это путем запретительных и регулятивных мер и путем усиления конкуренции. Здесь, может быть, надо где-то подумать, какой из этих путей лучше. Если наши заводы производят авансирование, цена сравнивается с российской, то я думаю, что здесь, чтобы не вызывать ответных мер или договариваться, чтобы сырье тоже к нам спокойно могло заходить, то соответственно, наши заводы здесь подтянулись по конкурентоспособности и как-то надо пересматривать, может быть, ряд запретительных, регуляторных мер”, – считает представитель “Полиметалл Евразия”.
Кроме того, Абай Худайбергенов отметил на совещании, что обязательность казахстанского содержания в товарах мешает развитию конкуренции. “Я думаю, что товаропроизводители будут развиваться именно в условиях конкуренции, а не тогда, когда они будут знать, что однозначно у них возьмут определенные товары и, соответственно, я не хочу никого обвинять, но просто создается для них основание, для того, чтобы не сильно задумываться о качестве или о ценовой политике”, – подчеркнул он.
Также Худайбергенов указал, что у некоторых горнодобывающих компаний имеется ряд льгот при получении права недропользования. “Сейчас принимается Кодекс о недрах, где этот ряд льгот, мы так понимаем, во всяком случае, в проекте, они исчезнут, и я думаю, что это даст стимул для развития конкуренции среди золотодобывающих компаний Казахстана. В целом хотелось бы отметить, что в настоящее время мы находим новые пути для развития конкуренции, в том числе это развитие хабовых систем с учетом того, что остаются либо тяжелоизвлекаемые руды, либо истощаемые. плюс активно мы сейчас проводим разведку”, – сообщил он. (Данияр Сериков, Kursiv.kz/Металл Украины и мира)