Минэкономики Турции 27 апреля начало специальное защитное расследование в отношении импортной стали, соответствующее уведомление опубликовано в официальном вестнике страны Resmi Gazete. Согласно приложению, под расследование подпадает широкий ассортимент продукции: плоский прокат (горяче- и холоднокатаный, нержавеющий и с покрытиями), сортовой прокат (уголки, прутки, проволока), железнодорожная продукция, включая рельсы, а также трубы. Подобное расследование, признанное на уровне ВТО, позволяет странам ограничивать за счет пошлин и квот объемы импорта, если будет доказан нанесенный им ущерб внутренним производителям в соответствующих отраслях и угрожающие производителям тенденции. При этом для производителей из Евросоюза в новом расследовании Турции сделано исключение, говорится в документе (аргументация не приводится).
В отчетности Erdemir Group указано, что производство и потребление стального проката в Турции в 2017 году выросло на 6%, до 39,2 млн. тонн и 36,1 млн. тонн соответственно, экспорт вырос на 8%, до 14,4 млн. тонн. Импорт же напротив упал на 7%, до 15,3 млн. тонн, из которых 9 млн. тонн пришлось на плоский прокат, по 2,4 млн. тонн на слябы и заготовку для выпуска сортового прокат и всего 1,5 млн. тонн на сортовой прокат.
Собеседники “Ъ” в отрасли говорят, что в 2017 года РФ поставила в Турцию 8,4 млн. тонн стальной продукции, но около половины этих объемов пришлась на лом и слябы, которые не подпадают под расследование.Основные российские экспортеры в Турцию – это ММК, владеющая там заводом MMK Metalurji (обеспечивает его горячим прокатом до перезапуска цеха выплавки стали из лома), НЛМК и “Северсталь”, есть поставки и у “Металлоинвеста”.
В НЛМК заявили “Ъ”, что примут участие в расследовании и окажут всестороннее содействие, но от других комментариев до итогов расследования воздержались. В ММК и “Северстали” отказались от комментариев, в “Металлоинвесте” не смогли их оперативно предоставить.
Источники “Ъ” среди металлургов считают, что выведение стальных производителей ЕС из-под расследования служит неким сигналом Турции для ЕС, который в ответ на введенные США в марте пошлины на импорт стали (25%) и алюминия (10%) начал спецзащитное расследование по импорту стали (29,3 млн. тонн в 2017 году) в попытке защитить свой рынок от возможных перетоков. Очевидно, Турция, возглавляющая четверку крупнейших экспортеров сортового проката в ЕС, хочет сохранить перспективы поставок в Европу, говорят они. У Турции и ЕС есть различные соглашения о свободе взаимной торговле, но как раз на металлургию они не распространяются, уточняет один из собеседников “Ъ”.
Обострение отношений РФ с Турцией осенью 2015 года после того, как в конце ноября турецкие военные сбили российский бомбардировщик СУ-24 на сирийско-турецкой границе, вылилось в санкционную войну между странами и попытку Турции навязать металлургам РФ высокие пошлины на поставки горячекатаного проката. Но уже в апреле 2016 года Турция отменила антидемпинговое расследование, затрагивавшее РФ,- правда, как говорили источники “Ъ”, скорее, за недостатком доказательств ущерба, что делало слабой позицию страны в случае оспаривание меры в суде при ВТО.
Переговоры относительно включения РФ в новое расследование по факту должны идти между правительствами стран”, – уверен источник “Ъ” в одной из стальных компаний. Российские туристы ежегодно дают экономике Турции до $5-6 млрд., а металлурги РФ зарабатывают на поставках до $3 млрд. – “есть рычаг воздействия”, отмечает он. (КоммерсантЪ/Металл Украины и мира)