Для решения проблемы недостатка крупного литья для железнодорожной техники и обеспечения рынка качественной продукцией, руководством машиностроительно-индустриальной группы”Концерн “Тракторные заводы” принято решение о проведении глобальной реконструкции и техническом перевооружении, имеющегося у нее литейного комплекса на базе ООО “Промтрактор-Промлит”.
Рынок крупного литья для железнодорожной техники характеризуется постоянным дефицитом из-за ограниченности мощностей литейных производств, как в России, так и в Украине. Поэтому все ведущие производители СНГ стараются развиваться в данной сфере для обеспечения производственных потребностей строительства и ремонта грузовых вагонов. В настоящее время рынок испытывает не только количественный дефицит продукции, страдает и ее качество. Поэтому на ООО “Промтрактор-Промлит”разработан инвестиционный проект, реализация которого позволит обеспечить растущий спрос на крупное железнодорожное литье.
Целью реконструкции предприятия является увеличение выпуска отливок для различных отраслей промышленности (производств грузовых вагонов, тракторной, сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники, в том числе в рамках существующей внутренней кооперации и для предприятий машиностроительно-индустриальной группы “Тракторных заводов”), обладающих конкурентным уровнем издержек и высоким качеством.
В рамках инвестиционного проекта планируется комплексная реконструкция литейных цехов №1, №2, №3, литейного производства №4 и механического цеха №1.
Техническое перевооружение литейного цеха №1, в основе которого находится автоматическая формовочная линия №2 (АФЛ-2), в первую очередь включает в себя модернизацию дуговых сталеплавильных печей, модернизацию узлов стержневых автоматов фирмы “Laempe”, предполагающую замену системы подачи песка на стержневых автоматах и внедрение новых смесителей.
В литейном цехе №1 уже введены в эксплуатацию 2 смесителя фирмы “Simpson”(США) с комплектом систем автоматического контроля и управления качеством для приготовления формовочных смесей. Это позволило снизить прямые затраты на производство отливки “Рама боковая” за счет снижения брака литья на 0,72 процентных пункта и затраты на ТЭР вдвое.
Внедрение выбранных смесителей обеспечит повышение качества формовочной смеси за счет ее автоматического контроля и тем самым улучшит качество отливок.
Ожидается снижение брака по дефектам, возникающим в результате обеспечения формовочных линий некачественной смесью, появится возможность своевременной корректировки состава смеси с помощью системы автоматического контроля и управления. Согласно расчетам по расходу основных и вспомогательных материалов до и после внедрения смесителей благодаря автоматической дозировке материалов и эффективному использованию энергии, экономия по прямым затратам на 1 отливку (в расчете на 1 раму) составит более 75 руб.
Заменены смесители и на автоматических стержневых линиях №1, №3 и №6, предназначенных для выпуска мелкого ж/д и тракторного литья (мод. СПД-1, производитель”Униреп-Сервис”, г. Санкт-Петербург).
Снижение удельного расхода электроэнергии в расчете на одну тонну жидкого металла составило 5 кВт/ч/тн и исключило перерасход основных шихтовых материалов и ферросплавов. Дополнительным фактором снижения расхода материалов явилась установка платформенных весов мод. НППМ-В.В.01(производитель ООО”Модель”, г. Н. Новгород), позволяющих максимально точно дозировать расход под конкретную плавку.
В рамках модернизации производства была проведена реорганизация рабочих мест. Создана поточная линия обработки хомута тягового с индивидуальными рабочими местами. Линия оборудована поворотными столами специальной конструкции собственной разработки предприятия. Организация участка улучшила эргономику рабочих мест и качество сдаваемых отливок.
Осуществление запуска дробеметной камеры для очистки крупного литья дало возможность развести потоки обработки “рамы боковой” и”балки надрессорной”. Увеличение скорости очистки и размещение 6 турбин, а также применение современных систем пылеочистки, позволило повысить качество поверхности отливок и уменьшить неблагоприятное воздействие на работников цеха.
На 2013 г. запланирована модернизация автоматической формовочной линии №2 (АФЛ-2) в литейном цехе №1 с заменой формообразующего узла и сборщика форм в комплекте с системой управления и регистрацией данных. Внедрение данного проекта позволит исключить брак отливок по дефектам “засор” и “обвал”, исключить аварийные простои и увеличить объем выпуска отливки “Рама боковая” за счет увеличения производительности линии вдвое, т.е. до 52000 форм/год.
Для обеспечения необходимых объемов в жидком металле будут модернизированы две дуговые сталеплавильные печи ДСП-25. Замена аналоговых систем с управлением на базе программируемых контроллеров с многоуровневой системой автоматизации и развитыми подсистемами визуализации, диагностики и статистической обработки позволит решить задачи по снижению времени плавки, расхода электроэнергии, расхода электродов и огнеупорных футеровочных материалов более чем на 20% – таков итог промышленной автоматизации.
Техническое перевооружение литейного цеха № 2 планируется также провести по всему комплексу: внедрение новых смесителей, установка новых стержневых машин, модернизациия дробеметных камер, реконструкция заточных комплексов, модернизация дуговых сталеплавильных печей.
Введение в эксплуатацию второго смесителя фирмы “Simpson” (США) с комплектом систем автоматического контроля и управления качеством для приготовления формовочных смесей, позволило снизить прямые затраты на производство корпусных изделий для тракторного машиностроения за счет снижения брака литья.
После внедрения смесителей экспертная оценка снижения потерь по причине несоответствия смеси составит 50%. В денежном выражении эффект от внедрения смесителей по ЛЦ-2 на 2013 год составит более 2,5 млн. руб.
На участке ТОУ (термообрубной участок) была проведена глубокая реконструкция двух механизированных заточных комплексов мод.99913 производства “Кузлитмаш” (г. Пинск, Белоруссия). Данное мероприятие позволило снизить ремонтные простои заточного оборудования более чем на 30%, что дало увеличение производительности цеха на 25%.
Произведено перемещение и модернизация дробеметной камеры №2 для предварительной очистки среднего и крупного литья. Снижение трудоемкости по резке литников и по термообрубным операциям составило в среднем 28%, а также увеличило объем производства цеха на 35% и исключило дополнительные транспортные операции внутри цеха по перемещению отливок для очистки.
Техническое перевооружение Механического цеха №1. Введены в эксплуатацию 2 продольно – фрезерных станка (поставщик ЗАО “Фрест”, г. Ульяновск) для организации механической обработки собственных отливок в МЦ- 1 (Упор передний, Упор задний, Надпятник) с целью размещения механической обработки отливок в непосредственной близости от места их изготовления. Результат внедрения позволит поставлять партнерам продукцию с механической обработкой, исключая использование сторонних обработчиков и, таким образом, обеспечивать качество продукции на конечном этапе.
В дальнейшем планируется реконструкция и на других участках предприятия, направленная на снижение влияния на экологическую обстановку, уменьшение ручного труда и улучшения качества продукции, выпускаемой “Чебоксарским заводом промышленного литья”.
Машиностроительно-индустриальная группа”Концерн “Тракторные заводы” – один из крупнейших российских интеграторов научно-технических и производственно-технологических ресурсов в машиностроении как в России, так и за рубежом. В управлении группы находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Производственная деятельность представлена пятью направлениями: промышленное, железнодорожное, сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение специального назначения, а также запасные части и ОЕМ-компоненты.
Предприятия “Тракторных заводов” занимают лидирующие позиции в сегментах рынка, где представлена их продукция: горнодобывающая, нефтегазовая, транспортная, сельслкохозяйственная и оборонная отрасли, дорожное и инфраструктурное строительство. Техника и оборудование, выпущенное предприятиями машиностроительно-индустриальной группы, эксплуатируется более чем в 40 странах мира.
Дивизион железнодорожного литья и вагоностроения (ДЖДЛиВ) – специализированное подразделение машиностроительного холдинга”Концерн “Тракторные заводы”, координирующее продуктовое развитие и продвижение продукции железнодорожного назначения на рынки.
Продукцию для железнодорожной отрасли выпускают четыре специализированных предприятия холдинга: ЗАО “Промтрактор-Вагон”, ООО “Промтрактор-Промлит”, а также ОАО”Чебоксарский агрегатный завод” и ООО”Зауральский кузнечно-литейный завод”.
ООО “Промтрактор-Промлит” специализируется на серийном производстве крупных и средних отливок из углеродистых и низколегированных сталей габаритными размерами до 2600 мм и весом до 1000 кг. Производственная мощность более 100000 тонн литья в год. Предприятие является одним из наиболее современных литейных заводов в России, выпускающим литье железнодорожного назначения и находящимся в управлении Дивизиона ж/д литья и вагоностроения крупнейшего в России машиностроительного холдинга “Концерн “Тракторные заводы”. (trans-port.com.ua/ Металл Украины, СНГ, мира)