Российская угольная промышленность на всех парах мчится к тяжелому кризису. Потеряв западные рынки, столкнувшись с резким падением спроса в «дружественных» странах и убытками, угольные компании начали резко сокращать производство.
По данным Росстата, в июле добыча угля в России упала на 6,7% в годовом выражении, а ее общий объем — 31,5 млн тонн — стал самым низким с пандемии-2020. Относительно пиков, показанных в декабре 2022 года, угольные компании потеряли около 12 млн тонн ежемесячной добычи, или 27%.
Добыча каменного угля — основного продукта угольщиков, на который приходится 80% производства, — обвалилась на 8,2%, а антрацита — наиболее ценного сорта — практически на четверть (на 23,7%). В августе, согласно оперативной статистике Росстата, спад добычи каменного угля ускорился до 10,1% год к году.
Ключевой проблемой для отрасли стали западные санкции, отмечает Янис Клюге, научный сотрудник германского Института проблем международной безопасности. В отличие от нефти и газа, которые Евросоюз продолжает закупать, пусть и в небольших объемах, уголь попал под тотальное эмбарго, а страны Азии резко снизили спрос.
Поставки в Китай в первой половине 2024 года просели на 8%. Индия сократила закупки на 22%, Турция — на 47%, Совокупный угольный экспорт из России в январе–июле просел на 11,4%, до 112,6 млн тонн. А поскольку угольщики экспортировали примерно половину добычи, удар для них оказался чувствительным, констатирует Клюге.
Российская угольная отрасль вступает в самый тяжелый кризис за последние 30 лет, говорит независимый эксперт в области энергетики Максим Иванов: «Закрытие ряда угледобывающих предприятий, удаленных от экспортных рынков и специализирующихся на добыче энергетического угля, выглядит неизбежным». (The Moscow Times)