Подъем на турецком рынке металлолома в конце мая – начале июня, сопровождавшийся повышением цен на длинномерный прокат и полуфабрикаты, оказался непродолжительным. Уже в конце первой декады июня турецкие металлургические компании начали сворачивать закупки сырья, да и их собственная продукция заметно подешевела по сравнению с пиковыми значениями начала месяца. По мнению трейдеров, потребители имеют теперь достаточные запасы лома и могут находиться вне рынка до середины июля. Спрос не упал до нуля, но ограничивается единичными сделками.
Определенные проблемы турецкому рынку может создать политика. В стране 12 июня прошли парламентские выборы, на которых правящей Партии справедливости и развития не удалось получить абсолютного большинства. При этом, переговоры о создании коалиции (всего в парламент прошло только четыре партии, включая националистическую курдскую) могут затянуться, что, в свою очередь, может оказать негативное влияние на инвестиционную активность в экономике.
В Восточной Азии, в отличие от Турции, объемы закупок металлома оставались относительно невысокими и на протяжении нескольких последних недель. Региональные металлургические компании сократили загрузку мощностей из-за наступившего сезона дождей и общего спада в строительной отрасли. Особенно сильно упал спрос во Вьетнаме, где правительство было вынуждено остановить или перенести на более поздний срок ряд крупных проектов, а частные инвесторы испытывают проблемы с привлечением кредитов.
В Китае спрос на металлолом остается высоким, а внутренние цены поднялись до $585/т с доставкой и более за материал, соответствующий HMS №1&2, но практически все участники рынка считают этот подъем кратковременным. Как ожидается, производство стали в летние месяцы уменьшится по сравнению с майским рекордом в 60,25 млн. т из-за отключений электроэнергии, да и спрос на длинномерный прокат будет достаточно умеренным в силу сезонных факторов.
Тем не менее, цены на металоллом на мировом рынке остаются высокими. Американские и европейские компании котируют материал HMS №1&2 (80:20) при поставках в Турцию на уровне около $480/т, CFR. Российский и украинский лом А3 немного подешевел, но большинство трейдеров стараются удержать цены в интервале $455-465/т, CFR. В Азии американские компании подняли экспортные котировки на HMS №1&2, поставляемый в контейнерах. Цены на него варьируют от $460-465/т, CFR на Тайване до более $480/т, CFR в странах Юго-Восточной Азии.
Крупнотоннажные партии американского материала приобретаются в последнее время только китайскими покупателями по $490-495/т, CFR. При этом, экспортеры ни на одном направлении не склонны идти на значительные уступки. Причина стойкости рынка лома заключается, прежде всего, в высокой стоимости этого материала в странах-экспортерах. Металлолом относительно дешев только в Японии, где металлургические компании сократили загрузку мощностей, а компания Tokyo Steel Manufacturing в очередной раз снизила закупочные цены. В то же время, в США внутренние цены на лом в июне прибавили порядка $5-10/т, а в Южной Европе – 15-20 евро/т. При этом, металлургические компании по обе стороны Атлантики тоже увеличили стоимость своей продукции, так что подорожание сырья прошло для них относительно безболезненно. В Европе определенную роль сыграли и валютные факторы. Курс евро в последнее время колеблется вокруг отметки $1,45, и с учетом того что цены на материал Е3 (HMS №1&2) в Испании и Италии достигают 310-330 евро/т, CPT, трейдерам выгоднее отправлять сырье на местные мини-заводы, чем в Турцию. Наиболее дешевый лом в настоящее время предлагают, скорее, российские экспортеры, не успевшие распродать все свои июньские запасы. Судя по всему, в последние дни трейдеры повышали котировки на металлолом, скорее, по инерции. Очевидно, в ближайшие несколько недель рынок ждет очередная пауза, сопровождающаяся медленным понижением цен. Однако на осень аналитики прогнозируют новый скачок. Крупным покупателем лома, при этом, может стать Китай, где вследствие расширения объемов выплавки стали возник дефицит сырья. (Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)