Обострение финансового кризиса в Европе и экономический спад, распространившийся уже на все западные страны, вызвали падение цен на все виды сырья. Естественно, не остался вне этой тенденции и металлолом, хотя объективно на мировом рынке наблюдается хронический дефицит этого материала. Впрочем, в последнее время у металлолома обнаружилось слабое место – в Европе.
Европейские мини-заводы начали сокращать производство еще в августе, стремясь стабилизировать падающий региональный рынок длинномерного проката. Однако с наступлением осени ситуация ничуть не улучшилась. Скорее, наоборот: специалисты предсказывают в европейском строительном секторе новую длительную депрессию, которая будет продолжаться, по меньшей мере, до конца 2012 г. В результате металлургам приходится снова сбавлять обороты. За последние две недели о возможности закрытия части электросталеплавильных мощностей заявили компания Arcelor Mittal и испанская Celsa.
Эти сообщения вызвали обвал на испанском рынке металлолома. Октябрьские котировки уменьшились, как минимум, на 15 евро/т по сравнению с предыдущим месяцем. Импортные цены на материал HMS №1&2 (80:20), достигавшие в сентябре 305-315 евро/т, CFR, сократились до 290-295 евро/т, CFR. С учетом того, что курс евро продолжает падать по отношению к доллару и уже опустился ниже отметки $1,32, это эквивалентно около $382-389/т, CFR.
При таких обстоятельствах европейские трейдеры предпочли переключиться на турецкий рынок. Однако турецкие металлургические компании, с одной стороны, еще не исчерпали свои запасы сырья, а, с другой, сами испытывают трудности из-за падения цен на длинномерный прокат. Несмотря на удешевление европейского металлолома HMS №1&2 (80:20) до около $430-445/т, CFR покупатели не спешат проводить новые сделки. При этом материал А3 из СНГ предлагается турецким покупателям по $445-460/т, CFR, а котировки на американский HMS №1&2 (80:20) достигают $465-470/т, CFR. Американские экспортеры не видят причин для существенного понижения котировок. На внутреннем рынке США цены на металлолом практически не меняются уже почти два месяца и составляют для лома HMS № 1 около $405-410/т с доставкой.
Однако, судя по всему, в ближайшее время американцам придется пойти на уступки, тем более, что лом дешевеет не только в Средиземноморье, но и в странах Восточной Азии. В целом спрос на сырье на азиатском рынке до последнего времени был довольно высоким. Региональные прокатные компании запасались металлоломом перед началом сезонного подъема в строительной отрасли. Но обострение ситуации на европейском финансовом рынке и угроза нового экономического кризиса заставили металлургов приостановить операции. К тому же, в первую неделю октября на рынке отсутствуют китайские компании, отмечающие очередную годовщину основания КНР.
Снижение спроса на лом в Азии обернулось снижением цен. Американский материал HMS №1&2 (80:20), поставляемый в контейнерах, за последние две недели подешевел на $15-20/т, до около $465-480/т, CFR при поставках в Корею и на Тайвань. Крупнотажные партии по-прежнему предлагаются из расчета $500/т, CFR и более, но спроса на них нет. Более того, из-за падения цен на длинномерный прокат в Китае маловероятно, что сделки в этом сегменте скоро возобновятся.
Судя по всему, металлолом еще не дошел до “дна”. В Турции некоторые аналитики считают, что стабилизация будет достигнута лишь на отметке $420-425/т, CFR для HMS №1&2 (80:20). При этом, возвращение турецких компаний на рынок ожидается не раньше второй половины октября, а то и в ноябре. Запасы сырья у металлургов сейчас невелики, но падение спроса на прокат заставляет заводы снижать уровень загрузки мощностей. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)