Проблемы со сбытом вынудили администрацию предприятия в начале января полностью прекратить выпуск металлопроката. По этой же причине в Донецке фактически остановилась и работа мартеновского цеха. По итогам января донецкие металлурги сократили выплавку стали до 6 тыс. т против 42 тыс. т годом ранее. Только доменный цех “Донецкстали” продолжал функционировать в обычном режиме. Хотя и здесь не обошлось без снижения выплавки, на 9,17% к январю 2011 г., до 107 тыс. т. На предприятии обещают восстановить прежние объемы, как только улучшится рыночная ситуация. Но практика показывает, что подобные изменения не происходят быстро. Да и проблемы у завода появились не вчера.
Об этом говорит тот факт, что за 2011 г. ДМЗ уменьшил выплавку стали на 25,5% до 394 тыс. т, чугуна – на 7,9% до 1,212 млн. т, выпуск проката – на 20,2% до 426 тыс. т. Между тем в целом по Украине металлурги за указанный период нарастили производство стали на 6% до 34,689 млн. т, чугуна – на 6% до 28,879 млн. т и проката – на 8,5% до 30,373 млн. т.
Поэтому речь не идет о негативных тенденциях в целом, корректнее говорить о проблемах отдельного предприятия. И связаны они не только с объективными причинами – такими, как капремонт листопрокатного стана-2300, перенесенный на август-сентябрь еще с 2010 г. Наименьшие потери в объемах у ДМЗ получились по чугуну, т. е. доменный цех в течение всего прошлого года помогал удерживать предприятие на плаву. Хотя еще раньше, в 2010 г., в Донецке прибегали к остановке как раз доменных агрегатов. Тогда ДП-2 не работала 1 месяц, у ДП-1 был более длительный простой, около 4 месяцев. Причиной опять же называлась неблагоприятная ценовая конъюнктура, приводившая к убыточности производства чугуна. Из-за этого его выплавка в 2010 г. сократилась на 5,7% до 1,316 млн. т. И это несмотря на то, что на ДМЗ в доменном цеху применяют пылеугольное топливо, которое дает ощутимую экономию по сравнению с традиционной технологией, предусматривающей использование природного газа. Аналитики отмечают, что “слабым звеном” группы “Донецксталь” является неполная вертикальная интеграция. Имея в своем распоряжении одно из крупнейших в Украине объединений по добыче коксующегося угля, шахтоуправление “Покровское”, а также Ясиновский и Макеевский КХЗ, В. Нусенкис, тем не менее, проигрывает конкурентам из-за отсутствия собственных железорудных ресурсов.
Это очень существенный аспект – с учетом того, что доля железорудной составляющей при производстве чугуна на украинских метпредприятиях колеблется в пределах 43,5%-50%. Впрочем, даже для комбинатов полного цикла маржа на товарном чугуне получается гораздо ниже, чем на готовом прокате или стальной заготовке, отмечает аналитик компании Case-Украина Евгений Дубогрыз.
Именно поэтому продажи чугуна меткомбинатами являются точечными и не основаны на долгосрочных контрактах. За счет этого фактора на ДМЗ, занимающего по выплавке чугуна предпоследнее 8 место, приходится 36-41% его реализации внешним потребителям. Как сообщила Государственная таможенная служба Украины, по результатам 2011 г. украинский экспорт чугуна увеличился на 19,8% до 1,773 млн. т, хотя его средняя стоимость по внешнеторговым контрактам выросла всего на 6,01% декабрь к декабрю до $412,6/т.
Правда, средняя экспортная цена горячекатаного плоского проката, выпускаемого в т. ч. на ДМЗ, росла еще медленнее – на 1,89% до $603,3/т. Но зато на нем и добавочная стоимость должна быть гораздо выше исходя из того, что порядка $200/т при выплавке чугуна уходит только на ЖРС (с учетом текущих цен $115/т и расходе 1,763 т). Еще привлекательнее в этом отношении выглядит сегмент сортового проката, который также входит в продуктовую линейку “Донецкстали”. Здесь в 2011 г. экспортные цены по заключенным контрактам декабрь к декабрю выросли более всего, на 11,8% до $699,5/т. Соответственно, и маржа здесь выше.
Впрочем, по расчетам ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, только себестоимость производства стальной заготовки для вертикально неинтегрированных компаний в Украине за 2011 г. составила в среднем $588/т. Поэтому неудивительно, что донецкие металлурги сокращали зарубежные поставки, например, по плоскому прокату – на 43% (по итогам января-октября 2011 г.), до 157 тыс. т, хотя и увеличивали продажу внутренним потребителям – на 25% до 120 тыс. т. Общее снижение отгрузок по листу составило таким образом 26%, т. е. переориентировать сбыт предприятию удалось лишь частично.
Опять же стоит напомнить, что в 2010 г. ДМЗ уже пытался экспериментировать с различными звеньями технологической цепочки, наладив закупку стальной заготовки для своего прокатного комплекса у стороннего производителя в лице павлоградского МЭМЗ “ТСА-Стил”. По всей видимости, данный опыт оказался негативным, если теперь решено остановить прокатные станы и оставить в работе лишь доменные агрегаты. Между тем, по некоторым данным, 60% доходов группы В. Нусенкиса приходится на продажу металлопродукции и только 40% – на кокс.
Это означает, что существенно улучшить финансовое положение за счет коксохимического дивизиона “Донецксталь” не сможет. Таким образом, затягивается реализация масштабного инвестпроекта ДМЗ по строительству электросталеплавильного комплекса, призванного заменить закрываемый мартеновский цех. О поисках инвесторов для данного проекта стоимостью $450 млн. стало известно еще в IV кв. 2010 г. и закончить его предполагалось как раз в 2012 г. Как сообщил источник на предприятии, в настоящее время реализация проекта ведется собственными силами. В нынешнем году для электросталеплавильного комплекса в Донецк должны поступить трансформаторы из Запорожья, заказанные еще в 2011 г.
В ГП “Укрпромвнешэкспертиза” прогнозируют в текущем году снижение себестоимости стальной заготовки для неинтегрированных украинских производителей до $573/т. Предполагается, что этому в свою очередь будет способствовать удешевление сырьевых составляющих: кокса, ЖРС. Если эти расчеты окажутся правильными, пуск “2300” в Донецке представляется нецелесообразным в 2012 г. даже при сохранении существующих цен на плоский прокат. К тому же сообщения с основных рынков сбыта пока неутешительны для ДМЗ.
В Турции февральский спрос на плоский прокат остается низким, запасы конечных потребителей поддерживаются на среднем уровне. Котировки экспортных цен находятся в пределах $650-660/т (FOB Черное море), внутренних – $660-665/т, EXW. Котировки экспортных цен китайских производителей в феврале откорректированы до $615-620/т, (FOB China) против $630-635/т в январе. Причина – выжидательная позиция зарубежных потребителей. Китайские цены по горячекатаному рулону и листу являются ориентиром и для индийского рынка, вместе с турецким имеющего сейчас наибольшее значение для сбыта украинских производителей.
Аналитик инвесткомпании Dragon Capital Александр Макаров в комментарии МинПрому выразил сомнение, что “Донецксталь” сможет стабильно возобновить производство проката. Он напомнил, что срок закрытия мартенов на предприятии истекает в 2012 г. и городские власти Донецка настаивают на выполнении данного обязательства в рамках экологической программы. “Если у ДМЗ не будет собственного сляба, его прокат сразу потеряет конкурентность, там работают станы еще времен Второй мировой войны”, – сказал эксперт. Вместе с тем он спрогнозировал, что за счет выплавки чугуна ДМЗ в текущем году сможет избежать полной остановки производства. “Цены на уголь сейчас высокие, соответственно, “Донецксталь” получает преимущество в стоимости кокса по сравнению с теми производителями чугуна, которые вынуждены закупать кокс на стороне”, – пояснил представитель Dragon Capital. По его оценкам, высокие цены на коксующийся уголь в 2012 г. сохранятся, при этом средняя стоимость угля украинского производства составит $170/т. В таком случае “Донецксталь”, имеющая уголь высокого качества, сможет продавать концентрат по цене примерно $200/т, полагает А. Макаров. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)