По предварительной оценке, брутто-спрос на палладий со стороны мирового автомобилестроения в 2011 г. повысился на 6% – до 184,11 т ввиду увеличения производства легковых автомобилей во всех регионах, кроме Японии. Выпуск автомобилей в Европе и Северной Америке в I полугодии 2011 г. значительно вырос, а в Японии резко упал вследствие произошедшего землетрясения и цунами. Повышение производства автомобилей в целом и, в частности, с бензиновыми двигателями, а также увеличение удельного содержания палладия за счет снижения доли платины в каталитических системах, предназначенных для дизельных автомобилей, способствовали росту закупок данного металла до нового рекордного уровня.
Так, в Европе в результате указанных факторов спрос на палладий со стороны автомобильной промышленности вырос в 2011 г., по оценке, примерно на 12% – до 46,18 т – максимального уровня за последние 10 лет. Ожидалось, что доля палладия в типичных европейских каталитических системах для легковых автомобилей с дизельными двигателями увеличится в 2011 г. до 30%. Выпуск таких транспортных средств в Европе повысился почти на 700 тыс. ед. – до 9,4 млн., что способствовало росту спроса на палладий. Несмотря на ожидавшееся снижение регионального производства легковых автомобилей с бензиновыми двигателями на 200 тыс. ед. – до 8,9 млн., спрос на палладий увеличился благодаря полномасштабному введению стандартов “Euro 5”. В настоящее время почти все европейские продуценты используют палладий-родиевые трехходовые катализаторы, в которых уже в течение ряда лет часть платины заменена на палладий, и только в немногих выпускаемых в Европе автомобилях с бензиновыми двигателями сейчас применяются исключительно платиновые фильтры-нейтрализаторы.
Ожидалось, что в условиях высокого уровня задолженности, строгих государственных мер и неопределенных перспектив в Еврозоне суммарные продажи автомобилей в регионе в 2011 г. останутся стабильными или немного снизятся, несмотря на наличие крепкого рынка в некоторых странах, в частности в Германии. Однако выпуск автомобилей в Европе, по-видимому, превысил продажи на региональном рынке, поскольку их экспорт продолжает расти. Остались высокими продажи в Китай и США премиальных автомобилей, изготовленных в Европе, что способствовало расширению использования палладия в производстве автокатализаторов для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.
В целом, если брутто-спрос на палладий со стороны европейского автомобилестроения вырос в 2011 г., по предварительной оценке, на 11,7%, то нетто-спрос увеличился относительно показателя 2010 г. на 10,6% – до 34,21 т. Извлечение вторичного палладия из автомобильного лома в Европе оценивается в 11,97 т, что на 14,9% выше, чем в 2010 г.
В Японии в 2011 г. выпуск автомобилей сократился, по предварительной оценке, по меньшей мере на 1,3 млн. ед. – примерно до 8 млн. в связи с общими экономическими проблемами в стране, вызванными стихийными бедствиями. При этом в Японии брутто-спрос на палладий со стороны автомобилестроения упал на 17,7% – до 20,99 т. Так как японский рынок представлен в основном автомобилями с бензиновыми двигателями и большинство выпускаемых в стране на экспорт транспортных средств также работают на бензине, снижение национального производства автомобилей оказало более заметное негативное влияние на уровень потребления палладия, чем на масштабы использования платины, как по относительной, так и по абсолютной величине. На зарубежных заводах, эксплуатируемых японскими продуцентами, также снизилось производство автомобилей, что нанесло удар по потреблению палладия в этих регионах.
В Северной Америке брутто-спрос на палладий со стороны продуцентов каталитических фильтров-нейтрализаторов выхлопных газов автомобилей, по предварительной оценке, увеличился в 2011 г. на 3,89 т – до 46,03 т, что является максимальным показателем за период после предкризисного 2007 г. В I полугодии 2011 г. на фоне медленно улучшающегося экономического климата отмечалось повышение регионального производства автомобилей. Ожидалось, что в целом за 2011 г. выпуск легковых автомобилей в регионе составит около 10,6 млн. ед., увеличившись почти на 1 млн. по сравнению с 2010 г.
Хотя в США уверенность потребителей в основном оставалась низкой, в первые 9 месяцев 2011 г. в стране наблюдались крупномасштабные продажи транспортных средств, поскольку дилеры наращивали свои складские запасы, а цены находились на уровне, благоприятном для потребителей. (БИКИ/Металл Украины, СНГ, мира)