Словацкие источники уже успели заявить о продаже меткомбината U.S. Steel Kosice, а сама U.S. Steel – опровергнуть эти заявления. Но, так или иначе, подобный актив может быть полезен многим металлургическим холдингам даже в кризис. В начале последней декады ноября ведущее деловое издание Словакии Hospodarske Noviny объявило о продаже меткомбината U.S. Steel Kosice и даже назвало конкретного покупателя. В тот же день руководство материнской группы U.S. Steel официально опровергло всю эту информацию, отметив, что пока проходят лишь предварительные переговоры.
Тем не менее, факт остается фактом: американцы продают свой словацкий актив. Эксперты связывают это с тем, что в последние годы он постоянно терпел убытки ввиду слабости спроса, вызванной мировым экономическим кризисом. В 2011 г. чистый убыток предприятия вырос до 2 млн. евро. В этом году комбинат попытался взять у словацких банков кредит на $300 млн., но безуспешно. На таком фоне источники МинПрома сходятся во мнении, что сделка вряд ли будет особо успешной для U.S. Steel. Скорее, компания просто хочет избавиться от убыточного филиала. Кстати, помимо прочего, покупатель должен будет сохранить численность штата компании – 11 тыс. человек вместе со вспомогательными производствами, т.к. коллективный договор подписан до 2014 г.
Производственная мощность актива – 4,5 млн. т стали в год. Предприятие поставляет металлопродукцию для строительства, автостроения, упаковочной отрасли, бытового приборостроения, ТЭК. В 2011 г. произведено 3,8 млн. т слябов.
U.S. Steel купила комбинат за $475 млн. еще в 2003 г. на подъеме глобальных металлорынков. За прошедшие годы словацкая меткомпания начала выпуск оцинкованного, крашеного проката и жести, модернизировала домны, установила новые прокатные станы. Действует линия по нанесению оловянных покрытий путем непрерывного отжига и электролитического лужения; такой продукт используется в пищепроме и химпроме. Также, по аналитическим оценкам, предприятие превратилось в одного из крупнейших в Европе поставщиков автомобильного листа. Холоднокатаный автолист из Словакии получает, в частности, и украинский холдинг “АвтоЗАЗ”. Общий объем инвестиций предполагался в $700 млн. в течение последующих 10 лет. По 20% из этой суммы предназначалось на экологические и инфраструктурные задачи, а остальное – на модернизацию производственного процесса с акцентом на лист для автопрома. При этом U.S. Steel получила от Братиславы ряд существенных льгот, включая освобождение от налога на прибыль. В 2003-2009 гг. совокупная сумма льгот составила около $500 млн.
Тем не менее, уже в 2009 г. на предприятии сполна сказался негативный эффект мирового кризиса, и к 2012 г. у топ-менеджмента материнской компании сформировалось решение о продаже. Специалист ИК Concorde Capital Роман Тополюк считает, что при ожидаемой в этом году выручке на уровне $2,9 млрд. стоимость актива можно оценить в $1-1,5 млрд. без учета предполагаемых расходов на модернизацию, связанную с экологическими требованиями Евросоюза. Эти расходы ранее оценивались U.S. Steel примерно в $350-400 млн. на 2013-2016 гг., они и снижают вероятную сумму сделки. “На днях представители словацкого правительства заявили, что готовы идти на уступки, чтобы заинтересовать американскую сторону вообще не продавать комбинат. С другой стороны, сейчас в мире мало желающих покупать метпредприятия, которых предлагается в избытке. Поэтому вполне возможно, что сделка вообще не состоится, или же цена будет заметно ниже $1 млрд.”, – полагает Р. Тополюк. В этой связи вспоминается продажа этой же американской группой своей дочерней компании в Сербии (Смедерево), которую белградское правительство выкупило назад всего за $1.
Впрочем, словацкий актив сохраняет за собой такое важное преимущество как лидерство по производству плоского проката в Центральной Европе. Кроме того, комбинат входит в число лидеров на региональном рынке оцинковки и в целом проката с покрытием. Помимо стран Евросоюза, одним из его постоянных потребителей является Украина. Например, в 2011 г. с U.S. Steel Kosice поступило 52 тыс. т покрытого проката (подгруппа УКТ ВЭД №721000) на $61,7 млн., что составило 10,5% всего импорта в стоимостном эквиваленте. А за 8 месяцев поставлено 28,5 тыс. т на $30,9 млн. (около 9% импорта в сегменте). Спикер U.S. Steel Kosice Ян Бака, с которым мы связались, в данном контексте добавляет: “Несмотря на все негативы, на предприятие претендует не менее 5 потенциальных покупателей”.
Кто же в реальности может купить комбинат? Наши собеседники подтверждают версию о том, что это могла бы быть отечественная или российская компания. Отраслевой аналитик Владимир Пиковский напоминает, что в последние годы U.S. Steel Kosice стабильно зависел от поставок украинского железорудного сырья. Действительно, в 2011 г. этому предприятию реализовано свыше 3 млн. т различного ЖРС на $317 млн., что составляет 15,8% всего экспорта в Европу в денежном выражении. А уже за 8 месяцев было экспортировано 2,4 млн. т на $240 млн. (20,3% в стоимостной структуре европейских поставок). Экономисты уточняют, что во времена СССР специально для снабжения железной рудой из Ужгорода до Кошице была построена железная дорога советского стандарта колеи (1520 мм). И сегодня комбинат потребляет ЖРС практически только из Украины. Также компания является покупателем отечественного кокса: за январь-август 2012 г. ей поставлено 25 тыс. т на $6,2 млн. В частности, холдингом “Донецксталь”.
Специалисты добавляют, что синергию со словацким активом могли бы выстроить те украинские металлопроизводители, которые уже владеют мощностями по оцинковке листа. В этом свете было бы вполне логично, по мнению В. Пиковского, если б завод в Кошице приобрел кто-то из Украины. В то же время другим вероятным претендентом называют “Евраз” (РФ), который также проявляет интерес к сделке. Купив словацкую компанию, эта российская метгруппа стала бы полноправным оператором регионального рынка проката с покрытием, где сейчас борются между собой другие российские структуры – “Северсталь”, Новолипецкий и Магнитогорский МК, а также ArcelorMittal, Rautaruukki (Финляндия), Voestalpine (Австрия), Borcelik Celik (Турция).
Неудивительно, что эксперты включают в перечень потенциальных покупателей и ведущие мировые металлургические концерны – ArcelorMittal и ThyssenKrupp. При этом ThyssenKrupp теоретически мог бы обменять U.S. Steel Kosice на свой метзавод в Калверте, штат Алабама (США). Это предприятие также выпускает автолист, ежегодная мощность – 5,2 млн. т листа, в т. ч. 1,5 млн. т оцинковки. Управляющий отделом исследований аналитической группы Брайн Левич называет данную компанию самым технологически продвинутым прокатным заводом в США. С момента приобретения здесь вложено в развитие порядка $5 млрд. “Да, это неравноценный обмен относительно Kosice, и U.S. Steel была бы вынуждена доплачивать, а денег у нее сейчас немного. Но и ThyssenKrupp, в свою очередь, нуждается в средствах, так что, думаю, стороны могли бы договориться. Вообще, компания в Алабаме привлекательна для тех, у кого уже есть слябовые мощности в США, или же кто может привезти полуфабрикаты дешевле, чем из Бразилии. Самые дешевые слябы в России. Сажем, на НЛМК во II квартале себестоимость слябов составила $411/т”, – комментирует Б. Левич.
Итак, круг претендентов на словацкий комбинат не так уж узок. К этому перечню можно добавить и промгруппу Внешэкономбанка РФ, которую отраслевые специалисты не всегда учитывают в качестве полноценного участника металлорынков. С ВЭБ аффилированы современные владельцы Индустриального союза Донбасса, в свою очередь, владеющего венгерским МК Dunaferr. Это предприятие выпускает, кроме всего прочего, оцинковку, которая еще в 2004 г.начала поступать на отечественный рынок через сбытовые сети Украинской горно-металлургической компании. Соответственно, для конечных российских бенефициаров было бы достаточно последовательно дополнить свой актив в Венгрии созвучным комбинатом в Словакии. Тем более, что, как уже говорилось, цена продажи вряд ли будет высокой, к тому же ВЭБ как один из крупнейших федеральных банков обладает огромными инвестиционными ресурсами.
Так что реальный покупатель U.S. Steel Kosice может быть довольно неожиданным. В любом случае, это может проясниться до конца года. Пока же вокруг сделки возможны информационные спекуляции, не слишком отражающие истину. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)