Министерство энергетики и угля подготовило проект Программы развития угольной отрасли Украины до 2030 г. Вряд ли ее следует воспринимать как руководство к действию, но как долгосрочный прогноз – вполне. Тем более что в разработке программы принимали участие специалисты крупнейших угледобывающих компаний страны – “Метинвеста”, ДТЭК, шахты им. Засядько и шахтоуправления “Покровское” (группа “Донецксталь”).
Планки и марки
За последние 20 лет национальная угольная отрасль растеряла больше половины своих мощностей. В 1991 г. они составляли 191,2 млн. т в год, сейчас – порядка 87 млн. т. После 2009 года, когда добыча упала до рекордных 72 млн. т, настало время откручивать маховик обратно. Уже в 2012 г. Минэнергоугля рассчитывает добыть в целом по стране более 85 млн. т угольной продукции. Конечные же планки, поставленные в программе, таковы: до 2030 года нарастить добычу рядового угля по энергетическому компоненту на 30 млн. т – с 64,9 до 94,5 млн. т, по коксующемуся – на 10 млн. т, с 20,4 до 30,9 млн. т. Обеспечивать такой прирост придется преимущественно частным шахтам.
Согласно данным ДТЭК, добыча угля газовой группы шахтами компании вырастет с 20,9 млн. т в 2012 г. до 25,0 млн. т в 2030 г. Для этого необходимо инвестировать ежегодно в каждую шахту по 200-220 млн. грн. ДТЭК такую готовность декларирует. Кроме этого, на 4,0 млн. т компания собирается увеличить добычу угля марок А и Т. Это даст 20-процентный прогресс относительно нынешнего уровня. Главную лепту в антрацитный рывок предстоит внести четырем шахтам, таким как “ДТЭК Комсомолец Донбасса” (марка Т), “Должанская-Капитальная”, “Красный Партизан” и им. Фрунзе (марка А). В развитие первой из них ДТЭК намерен вложить к 2030 г. 15,9 млрд. грн., в три остальные – примерно столько же, но для всех вместе.
В добыче коксующегося угля настолько стремительных изменений не предвидится. Сегодня этот сегмент делят между собой три игрока: “Донецксталь” – в лидерской майке (с 8,4 млн. т годовой добычи) и почти равные по силам “Метинвест” и государственные шахты. Их текущие объемы добычи вращаются вокруг 5-миллионой отметки. К 2030 г., если верить программе, соотношение сил между ними сильно не изменится. “Метинвест” чуть подтянется, “Донецксталь” чуть опустится, но пропорции это не сломает. Переформатирование сегмента возможно разве что за счет приватизации объектов, находящихся сейчас в государственной собственности, либо за счет пуска в эксплуатацию новых шахт, добывающих коксующийся уголь. В последнем случае серьезные надежды возлагаются на ввод в эксплуатацию шахт “Краснолиманская-Глубокая” на Донбассе (годовая производственная мощность – 3 млн. т) и “Любельская” во Львовско-Волынском бассейне (5,2 млн. т).
Заметные сдвиги ожидаются в структуре спроса на уголь в Украине. В частности, постепенно будет сокращаться потребление угля в быту в качестве твердого топлива. Но зато в национальном энергобалансе появится новая “углеемкая” статья – сырье для превращения в синтез-газ и водно-угольное топливо. Уже в 2015 г. на эти нужды, по расчетам Минэнергоугля, потребуется 4 млн. т угля, а в 2030 г. – в 4 раза больше – 16 млн. т. Отгрузка отечественного угля на экспорт за рассматриваемый период, как ожидается, вырастет в полтора раза – с 4 млн. т в 2015 г. до 6 млн. т в 2030 г. При этом экспортироваться будет преимущественно антрацитная группа. Ресурс же газовых марок должен быть востребованным как раз заводами по синтезу угля.
А вот потребление в тепловой энергетике и в ГМК (уголь коксовых марок), как следует из программы, будет увеличиваться весьма умеренно – с 37,9 до 39,9 млн. т и с 25,6 до 27,2 млн. т соответственно. При этом в ассоциации “Укркокс” обращают внимание, что требования производителей кокса к качеству сырья ужесточаются, и горняки не смогут игнорировать этот факт. Спрос будет расти на более качественные марки (Ж и П), тогда как марки Г и ДГ, наоборот, постепенно будут выводиться из обихода. От ДГ коксохимики полностью откажутся, вероятно, уже до 2015 г. А удельный вес марки Г в общем балансе потребления снизится с 24,5% в 2010 г. до 15% в 2030 г.
Госсектор. Перезагрузка
Сегодня шахты, находящиеся в государственной собственности, суммарно обеспечивают около половины добычи энергетического угля и около трети – коксующегося. К 2030 г. их доля, по прогнозу, уменьшится до 40% и 23% соответственно. А по факту сокращение может быть еще больше. Причем сразу по двум причинам. Во-первых, состояние шахтных активов, горных отводов и банковских счетов у государства хуже, чем у конкурентов из частных компаний. Во-вторых, Кабмин уже пустил процесс закрытия и приватизации шахт, и тот, похоже, стал необратимым. Поэтому весьма сомнительно, что все шахты, которые значатся сейчас в программе как государственные, останутся таковыми и через 5-10-15 лет.
Пока же в “казенном” перечне учитывается 72 предприятия, 57 из которых добывают энергетический уголь. Почти все они убыточны или даже глубоко убыточны. В прошлом году только шахтоуправлению “Луганское” удалось добыть свыше 1 млн. т угля. Притом, что в структуре “Угля Украины” есть около десятка объектов с годовой производственной мощностью от миллиона и выше. Тем не менее, 39 государственных шахт, т.е. большинство, не добывает и по 300 тыс. т продукции в год, а это – нижняя граница, за которой уже начинается неконтролированное сворачивание производства. Кроме того, на 20 шахтах промышленные запасы угля на разрабатываемых пластах почти исчерпаны или же являются недостаточными, чтобы окупить инвестирование в них. А ведь только на техническое перевооружение шахт необходимо потратить свыше 100 млрд. грн.
При нынешних бюджетных сложностях Минэнергоугля избрало единственно возможную стратегию оздоровления угольных предприятий – что называется, малой кровью. Подчиненные Юрия Бойко разрабатывают ряд малорасходных горнотехнических мер по выводу наиболее подающих надежды шахт на их полную производственную мощность. Ориентировочная цена вопроса – 5,7 млрд. грн. за 2013-2015 гг. Ожидаемый результат – увеличение добычи как минимум на 3 млн. т. Но общий вес долгоиграющих инвестиционных проектов для наиболее привлекательных шахт в госсекторе превышает 60 млрд. грн. В числе таких проектов авторы программы называют инвестнаработки шахт им. Мельникова, “Горская”, “Прогресс”, “Шахтерская Глубокая”, им. Стаханова, “Южнодонбасские” №1 и №3, ш/у “Луганское”.
К сожалению, число бесперспективных шахт в госсекторе заметно превышает число перспективных. На сегодняшний день в списке государственных угольных предприятий уже имеется 27 объектов, где добыча будет приостановлена: 13 шахт подлежит ликвидации, 14 – консервации. И это без учета того, что более сотни предприятий отрасли уже находятся в состоянии ликвидации или по ним уже принято решение о выводе из эксплуатации. Правда, как резонно отмечают авторы программы, процесс закрытия неоправданно затянулся. На их взгляд, причина этого – человеческий фактор. Слишком широкий круг людей, причастных к получению и пользованию соответствующими бюджетными средствами, не заинтересован в оперативном решении вопроса. Список этих людей, увы, не прилагается. Тем временем текущие расходы бюджета на содержание объектов закрытия превышают 2 млрд. грн. в год и имеют тенденцию к росту. Поэтому рекомендуется как можно быстрее завершить начатое, самое большее – в течение трех лет. Авторы программы считают, что добиться этого можно, привлекая к процедуре ликвидации третьих лиц, выбираемых на тендере.
Частные стратегии
С гораздо большей определенностью можно говорить о будущих планах частных компаний. У них стратегии на 10-20 лет вперед уже расписаны. Правда, динамика у всех несколько разная. ДТЭК и “Метинвест” планируют выйти на пиковые уровни добычи в 2020 г, после чего производство угля у них несколько снизится. “Донецксталь” задалась целью активно наращивать объемы добычи до 2015 года, а потом в течение 15 лет удерживать достигнутый уровень. Наконец, шахта им. Засядько собирается прогрессировать медленно, но верно, увеличив в 2030 г. объемы добычи почти в три раза против нынешних. Далее мы несколько подробнее остановимся на производственных маяках, которые зажгла перед собой каждая из перечисленных компаний.
ДТЭК стремится выйти в 2020 г. на добычу 50,8 млн. т угля. Но в течение следующих 10 лет этот показатель сократится примерно на 3 млн. т. Дело в том, что из-за исчерпанности промышленных запасов угля в 2020-2030 гг. планируются к закрытию 4 шахты: им. Свердлова, им. Дзержинского, им. Сташкова и шахта “Терновская”. При этом в ДТЭК отмечают, что сроки закрытия указанных шахт окончательно еще не определены. Эффективная добыча угля на этих предприятиях может быть существенно продлена за счет прирезки дополнительных участков, объединения шахт с целью более эффективной отработки запасов, а также внедрения в производство новейших научных разработок.
Но, несмотря на потерю валовых объемов, финансово-экономическая составляющая бизнеса ДТЭК должна заметно улучшиться. К 2030 г компания планирует более чем в 3,5 раза увеличить объем доходов от реализации товарной продукции на одного рабочего по добыче – до 1,7 млн. грн. на человека. Достичь этого попытаются за счет внедрения ряда инвестиционных проектов. Среди них, как уже упоминалось выше, масштабная реконструкция предприятия “ДТЭК Шахта Комсомолец Донбасса”, а также строительство вертикальных стволов и скважин большого диаметра на шахте “Добропольская”. На них, а также на шахтах “Пионер”, “Героев Космоса”, “Юбилейная” планируется серьезная модернизация инженерных и дегазационных систем. Сумма инвестиций в эти проекты составит более 3 млрд. грн. Еще 1,3 мдрд. грн. ДТЭК собирается вложить в модернизацию своих обогатительных фабрик.
На высокий показатель выпуска товарной продукции на одного занятого ориентируется и компания “Метинвест”. Ее маяк – 0,96 млн. грн. на человека, что более чем в 2 раза выше показателя 2010 г. (0,43 млн. грн.). Среднемесячную продуктивность труда горняка компания также хочет увеличить почти вдвое – с нынешних 47 т до 75 т в 2030 г. Наиболее существенное увеличение добывающих мощностей ожидается на шахте “Самсоновская-Западная” – с 1,6 до 2,3 млн. т при инвестиционной емкости проекта в 4 млрд. грн. капиталовложений на 1 млн. т прироста. В целом же прогнозируемая динамика добычи у “Метинвеста” такова: 2015 г. – 6,67 млн. т рядового угля для коксования и 4 млн. т – товарного; 2020 г. – 7,57 и 4,56 млн. т соответственно; 2030 г. – 6,57 и 3,9 млн. т соответственно. Три свои шахты после 2020 г. “Метинвест” планирует закрыть – “Гороховскую”, “Дуванную” и им. 50-летия СССР.
Группа “Донецксталь” может похвастаться самым высоким по стране уровнем добычи на одного занятого – 685 т продукции. Но останавливаться на достигнутом она не намерена. Уже в 2015 г. планируется довести этот показатель до 846 т. Правда, происходить это будет на фоне некоторого падения добычи – с нынешних 8,4 млн. т до 7,5 млн. т. В то же время “Донецксталь” рассчитывает выйти в бесспорные лидеры по добыче шахтного метана. Уже в 2020 г. она собирается извлекать из недр 1,66 млрд. кубов шахтного метана, в 2030 г. – 3,19 млрд. кубов. Под это направление и заточен инвестиционный наконечник компании. В дегазацию углепородного массива шахтоуправления “Покровское” с попутным извлечением метана предусмотрено вложить почти 3 млрд. грн.
Козырь шахты им. Засядько – самый низкий на сегодня уровень износа основных фондов. В 2010 г. он составлял 34,55%, тогда как у основных конкурентов был не ниже 50%. Правда, и динамика увеличения этого износа самая высокая по отрасли. Тем не менее, как убеждены на предприятии, она не станет препятствием для дальнейшего стабильного наращивания объемов производства. Сейчас шахта добывает примерно 2,1 млн. т рядового угля, из них 1,26 млн. т – товарного. К 2015 г. планируется поднять планки до 2,4 и 1,44 млн. т соответственно, к 2030 г. – до 3,5 и 2,1 млн. т соответственно. Ставку засядьковцы делают на развитие Кальмиусского рудника, где планируется обустроить два новых вертикальных ствола и подготовить к разработке новый горизонт. Оценивается данный проект более чем в 750 млн. грн.
При этом в 2030 г. в национальной угледобыче должна возрасти роль так называемых малых шахт и шахт-новостроек. Если сейчас они производят порядка 4 млн. т угля, то в 2030 г. цифра, согласно прогнозу, вырастет до 15 млн. т. То есть на их долю уже будет приходиться более 10% угледобычи в Украине (пока же – меньше 5%). Выход энергетического и коксующегося угля по этой группе добытчиков планируется примерно в равной пропорции, пускай и с небольшим преобладанием первого. И это позитивная новость, прежде всего, для металлургов страны, поскольку ГМК уже сегодня ощущает нехватку отечественного угля для коксования. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)