Уже более полугода на металлургическом комбинате “Запорожсталь”, вошедшем летом 2012 г. в состав группы “Метинвест”, непрерывно ведутся работы по модернизации и реконструкции производства, внедрению передовых технологий. Одним из промежуточных итогов этой масштабной работы стала сдача в эксплуатацию в конце прошлого года не имеющего аналогов в Украине базисного склада угля комплекса по вдуванию пылеугольного топлива.
Об использовании пылеугольного топлива (ПУТ) при выплавке чугуна на “Запорожстали” подумывали еще в 70-е годы. Однако ввиду тогдашней дешевизны и больших запасов природного газа в стране от диковинной на тот момент идеи отказались. Но в середине 2000-х на комбинате вновь вернулись к вопросу о переходе к теперь уже признанной передовой энергосберегающей технологии.
В конце 2006 г. “Запорожсталь” заключила контракт с немецкой компанией Kuttner на 22,9 млн. евро на поставку технологии и оборудования для пылеугольного комплекса. А в 2008 г. на заводе приступили к реализации проекта ПУТ. В октябре 2011 г. новая установка была фактически введена в эксплуатацию, но проект строительства комплекса по вдуванию пылеугольного топлива еще нельзя было назвать завершенным, в частности, из-за отсутствия базисного склада угля. Более года используемый в работе ПУТ уголь потреблялся просто “с колес”: вагоны с углем приходили и выгружались прямо в бункере доменного цеха, что значительно затрудняло работу доменщиков.
Сегодня проект комплекса по вдуванию ПУТ благодаря строительству базисного склада угля (БСУ) на металлургическом комбинате “Запорожсталь” уже можно считать завершенным. Не имеющий аналогов в Украине новый БСУ комбината представляет собой современный и высокотехнологичный склад, работа которого направлена на стабилизацию и непрерывность процесса накопления и смешивания углей различных марок, их дальнейшей транспортировки в доменный цех с целью приготовления высококачественного пылеугольного топлива.
В БСУ входит система ленточных конвейеров общей длиной около 7 км (протяженность самого длинного конвейера, проходящего через весь склад, – 440 м), бесперебойно принимающих и транспортирующих от внешней сети уголь различных марок. От места выгрузки вагонов до его складирования, усреднения и отгрузки на внутренний железнодорожный транспорт комбината, с дальнейшей транспортировкой в приемное устройство угля, размещаемое на бункерной эстакаде доменного цеха. Мощности базисного склада позволяют осуществлять транспортировку 1000 т угля в час или 300 вагонов в сутки. Общий объем грузооборота БСУ в год составляет более 1 млн. угля для установки ПУТ.
Строительство и введение в промышленную эксплуатацию БСУ стало завершающим этапом реализации проекта комплекса ПУТ, общие инвестиции в который составили около 1 млрд. грн. (из них 350 млн. грн. израсходовано на строительство БСУ). После внедрения технологии ПУТ на “Запорожстали” полностью отказались от использования природного газа в доменном производстве (ранее оно превышало 300 млн. куб. м в год). Расход металлургического кокса снизился от 495 до 376 кг при выплавке 1 т чугуна. Все это позволило уменьшить себестоимость выплавки чугуна на 15%.
Благодаря отказу от использования голубого топлива и снижению расхода кокса от внедрения проекта ПУТ ожидается значительный экологический эффект: уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу на 300 тыс. т в год в пересчете на СО2. Также строительство непосредственно БСУ для комплекса ПУТ дало и некий социальный эффект. На предприятии создано 88 новых рабочих мест. Сотрудники, которым предстоит работать на новом оборудовании, уже прошли специальное обучение. Сегодня практически все метпредприятия страны заявляют о планах модернизации и технического переоснащения своих производств, однако не все воплощают их в жизнь. Тем не менее, внедрение даже такого масштабного проекта ПУТ на “Запорожстали” окупилось всего за 1,5 года. И сегодня комбинат экономит ежемесячно до 100-120 млн. грн. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)