Призыв ассоциации производителей стали Mexican Steel and Iron Industry Chamber Canacero к правительству Мексики принять защитные меры для контроля над стальным импортом, в частности, из Украины, не несет прямых экономических рисков украинским металлургам. Но в контексте борьбы за новые рынки сбыта это может оказаться для них болезненным ударом.
Центральная и Южная Америка в 2012 г. выглядела эдаким островком благополучия на фоне падения стального спроса в Европе, СНГ и неуклонном замедлении в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Собственное производство здесь, как и во многих регионах мира, снижается. Стальная выплавка в Латинской Америке за январь-ноябрь 2012 г. сократилась на 9% к аналогичному периоду 2011 г. – до 61,3 млн. т.
Зато металлопотребление растет, создавая тем самым благоприятную почву для импортеров. Только за 10 месяцев оно увеличилось на 5%, до 54,9 млн. т. При этом, по оценкам Латиноамериканской ассоциации стали Alacero, региональный дефицит по стали составил 8,24 млн. т. А эксперты сходятся во мнении, что указанная тенденция сохранится и в дальнейшем. Если по итогам 2012 г. Alacero ожидает рост стального потребления на 4,8%, то на 2013 г. генеральный секретарь ассоциации Гильермо Морено в ноябре на конгрессе в Сантьяго спрогнозировал ускорение до 5,6% по отношению уже к 2012 г.
Аналогично выглядит ситуация в отдельно взятой Мексике. Здесь за январь-сентябрь 2012 г. выплавка снизилась на 1,7% до 13,4 млн. т. А потребление, наоборот, выросло на 16,4% до 18,1 млн. т. Естественно, разница покрывалась за счет импорта, который составил 7,6 млн. т. И это на 41,6% больше, чем за тот же период годом ранее.
Таким образом, следует признать, что опасения мексиканцев не совсем беспочвенны. Но вызваны главным образом активностью китайских металлургов. Они только в первой половине 2012 г. нарастили импорт металлопроката в Латинскую Америку на 28,4% к аналогичному периоду 2011 г. – до 2 млн. т.
Между тем Canacero, не вдаваясь в подробности, предлагает принять защитные меры в отношении стального импорта из всех стран, не входящих в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). А это не только КНР, но и Украина, у которой за 11 месяцев 2012 г. стальное производство сократилось на 7% до 29,828 млн. т. Причем именно из-за неблагоприятной ситуации на традиционных внешних рынках сбыта. В Евросоюзе продолжается кризис, в ЮВА не знают, куда девать свой металл. Поэтому все активнее экспортируют его на Ближний Восток и в Северную Африку, где недавно украинцам было очень комфортно, особенно с длинномером и заготовкой. Плюс постепенно растут собственные сталеплавильные и прокатные мощности в арабских странах, а также в Турции – одном из главных потребителей украинской металлопродукции.
В физических объемах проседание украинского экспорта по заготовке оказалось не настолько критичным, всего на 2,56% за январь-октябрь, до 8,633 млн. т. Из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры “недостача” выручки получилась гораздо более существенной – падение на 12,54%, до $4,626 млрд. С большими потерями завершили работу производители длинномера. За 10 месяцев экспорт горячекатаного проката сократился на 5,36% до 1,359 млн. т, выручка – на 11,77% до $864,06 млн. Хуже всего было с плоским прокатом: по этой позиции сокращение поставок – 4,62% до 4,32 млн. т, экспортной выручки – на 25,94% до $2,598 млрд.
Внутренний спрос, вопреки обещаниям премьера Николая Азарова принять меры для стимулирования спроса в основных металлопотребляющих отраслях, строительстве и машиностроении, уменьшается. В таких условиях вопрос поиска новых рынков сбыта, что называется, стоит ребром.
И в первую очередь это, конечно же, Латинская Америка. Географическая удаленность на первый взгляд делает ее непривлекательной из-за высоких логистических расходов. Поэтому горячекатаный длинномер туда поставлялся в символических количествах: 5,74 тыс. т в 2011 г. и 8,96 тыс. т в 2012 г., главным образом в Бразилию. В сравнительной динамике получатся прирост на целых 56,1%, но если брать в абсолютных величинах, это по-прежнему капля в море. Или 0,66% от общего объема экспорта в минувшем году.
Украинские производители плоского проката успели зацепиться за латиноамериканский рынок более плотно. В январе-октябре 2011 г. они поставили туда 228 тыс. т продукции, из которых в Мексику – 10 тыс. т. за тот же период 2012 г. показатели соответственно 192 тыс. т и 25 тыс. т. Как и по длинномеру, в случае с Мексикой налицо сравнительный прирост в 2,5 раза, хотя фактически об угрозе для местных прокатчиков листа неловко даже говорить вслух. Причем слово “демпинг” тоже будет неуместно – если взять во внимание данные Государственной таможенной службы Украины. Из них следует, что в январе-октябре 2012 г. средняя цена листа по экспортным контрактам в целом была $601/т, тогда как в Мексику $643/т. По заготовке поставки в Латинскую Америку составили 426 тыс. т за 10 месяцев 2011 г. и 130 тыс. т в 2012 г. Соответственно и для Мексики получилось снижение: 99,6 тыс. против 301 тыс. т. Итого в наличии трехкратное падение отгрузок заготовки в эту страну и в регион в целом. Между тем президент Мексиканской стальной ассоциации Сальвадор Салинас в заявлении о необходимости принятия защитных мер наряду с Китаем почему-то упомянул именно Украину.
Конечно, в таком случае Украина может через Всемирную торговую организацию добиваться прекращения расследования против своей металлопродукции – если власти Мексики воспримут обращение Canacero в отношении нечленов НАФТА слишком буквально, не разбираясь, кто наращивал поставки, а кто и сокращал.
И тут немало зависит от украинского МИДа. Хочется надеяться, что в 2013 г. не повторится ситуация 1999 г., когда металлопрокат из Украины попал под торговые санкции в Перу лишь потому, что наши заинтересованные компании не подали документы местным властям для участия в рассмотрении вопроса о применении заградительных пошлин. А самих металлургов, в свою очередь, не предупредил об этом украинский МИД.
По прогнозам Alacero, лидерами прироста металлопотребления в 2013 г. будут Венесуэла, Чили и Перу, активно развивающие горнорудную промышленность. Таким образом, Мексика не будет определять погоду на южноамериканском рынке, хотя и безусловно входит в число ключевых игроков.
Тем не менее мексиканцы могут спровоцировать коллег на аналогичные действия по “принципу домино”. Хотя если вернуться к данным стального баланса Мексики за январь-сентябрь 2012 г. и учесть, что собственный экспорт за этот период составил 3,8 млн. т, – получим чистый дефицит в 0,9 млн. т.
Исходя из этого, у правительства страны все же нет никакого резона идти на поводу у Canacero. Тем более если учесть, что погоду на местном рынке делают международные корпорации Arcelor Mittal, Gerdau и Techint. Безусловно, на своих предприятиях в Мексике они создают рабочие места и платят налоги, но назвать их национальными производителями язык не поворачивается.
Директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк в комментарии МинПрому подчеркнул, что хотя Южная и Центральная Америка некритичны для сбыта украинских меткомбинатов, в условиях сжатия глобального спроса важны все рынки. “Сейчас у нас загрузка мощностей ниже, чем в целом в мире, поэтому любой регион имеет значение”, – пояснил он.
В связи с этим эксперт считает необходимым принятие ответных мер со стороны Министерства экономического развития и торговли Украины, а также МИД, в том числе обращение в арбитраж Всемирной торговой организации – если Мексика начнет расследование против импорта нашей металлопродукции. “Думаю, проводить дискриминационную политику в отношении Украины теперь вряд ли удастся”, – резюмировал В. Власюк. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)