В последнее время металлургия никак не может выбраться из кризиса, теряя позиции “мотора” украинской промышленности. Сегодня на эту роль больше подходит машиностроительный сектор, которому давно уже пора вырасти из “надежды” в реальную опору новой, эффективной и инновационной, экономики Украины.
Украинская черная металлургия завершила 2012 г. с отрицательным результатами – объемы производства снизились на 7-12%, экспорт и выручка – на 7%. Доналоговый убыток металлургической отрасли по итогам года оценивается в 13,5 млрд. грн., или $1,6 млрд. Отрицательная рентабельность металлургов составила около -8%. Де-факто, отечественная металлургия, за исключением холдинга “Метинвест”, убыточно работает с конца 2008 г., то есть почти 5 лет.
В текущем году значительного улучшения в конъюнктуре не предвидится. Более того – есть основания ожидать, что в среднесрочной перспективе спрос на метпродукцию на ключевых для украинских металлургов рынках сбыта останется вялым, а конкуренция слишком высокой.
Динамика роста объемов производства к предыдущему периоду, в %
Отрасль | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Промышленность | 7,6 | -5,2 | -22 | 11,2 | 7,6 | -1,8 |
Металлургия | 7 | -12,3 | -26,7 | 12 | 8,9 | -5,2 |
Машиностроение | 19 | 0,3 | -45 | 36,1 | 17,2 | -6% |
Данные: Госстат
Системные проблемы отечественной металлургии – зависимость от сильно волатильных экспортных рынков сбыта, слабость внутреннего потребления, растущая себестоимость производства необходимость значительных инвестиций в модернизацию оборудования и охрану окружающей среды – обуславливают довольно туманное будущее для отрасли, которая до сих пор является локомотивом все украинской экономики. Возникает резонный вопрос – в какое будущее везет нас такой локомотив? Безусловно, у черной металлургии страны остаются весомые конкурентные преимущества, которые, при условии эффективного менеджмента и необходимых инвестиций позволяют сохранить успешный бизнес для отдельных кампаний. Однако в целом черная металлургия теряет свой статус “дойной коровы” бюджета и ВВП, а государственная поддержка этой отрасли становится все менее эффективной.
Необходима системная смена приоритетов в промышленной политике, в которой машиностроение должно занять центральное место. Машиностроение может стать фундаментом, базой новой экономики Украины, поскольку развитие машиностроения стимулирует инновационные процессы в промышленности, рост смежных отраслей (включая и металлургию), способствует росту внутреннего рынка.
Доля в объеме промпроизводства, в % к общему объему
Отрасль | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Металлургия | 22 | 22 | 17,6 | 18,8 |
Машиностроение | 13,7 | 13,3 | 10,6 | 10,9 |
Данные: Госстат
Сегодня роль машиностроения в экономике не соответствует имеющемуся потенциалу и требованиям времени. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 11%, в ВВП – 5-7%, в экспорте – 10%. Это вдвое ниже, чем у черной металлургии. В поздний советский период ситуация была кардинально иной – базовой отраслью экономики было именно машиностроение, которое создавало 31% промпродукции, в то время на черную металлургию приходилось всего 11%.
Если в металлургии в 90-х появились новые собственники, которые смогли наладить новые схемы работы в условиях перехода к рынку, то машиностроение оставалось под контролем “красных” директоров, которые очень медленно превращались в современных топ-менеджеров. С каденции Л. Кучмы руководители крупнейших машзаводов стали получать бюджетные дотации и заказы, которые помогли выжить ведущим предприятиям ВПК, авиакосмической сферы, энергетического, транспортного машиностроения и пр. Однако для решения системных проблем отрасли требовались крупные инвестиции, для получения которых необходимо было привлечение частных собственников.
Однако иностранные инвесторы практически не интересовались машиностроением, большинство предприятий которого производило устаревшую по западным меркам продукцию, а самые привлекательные активы (стратегические для страны) на продажу не предлагались. Немногие отечественные инвесторы (или ПФГ) не хотели становиться собственниками машзаводов, поскольку отрасль требует масштабных длительных инвестиций, окупаемость которых сильно растянута во времени при негарантированности сохранения собственности.
Как отрасль, создающая относительно высокую добавленную стоимость конечной продукции по сравнению с сырьевыми отраслями, развитие и внедрение новых технологий, машиностроение нуждается в активной господдержке. При этом должны быть использованы рыночные механизмы. Необходимо создать соответствующие условия.
Отдельно хотелось бы остановиться на новой организационной проблеме. В ходе приватизации были опасения прихода на машиностроительные предприятия непрофильных собственников, которые “порежут” заводы на металлолом. Хотя худшие ожидания не подтвердились, сейчас непрофильные инвесторы, сформировавшие себе “свечные” заводики, являются тормозом развития отрасли. В машиностроении – или вперед, или назад. Если предприятие не занимается инновациями, не обновляет оборудование, не выводит на рынок новую продукцию, то оно деградируют, даже если формально работает прибыльно. Это та же порезка на лом, только растянутая во времени.
Итак, по нашему мнению, первоочередными мерами являются следующие: завершение процесса приватизации, стимулирование технического перевооружения машиностроения с помощью налогового и таможенного законодательства, господдержка самых в отрасли эффективных проектов, а также создания системы стимулов для рыночной трансформации отрасли в направлении более эффективного использования имеющегося промышленного капитала.
Инвестиции в основной капитал, млрд. грн.
Отрасли | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Металлургия | 11,2 | 10,5 | 6,7 | 5,1 |
Машиностроение | 5,34 | 6,2 | 3,6 | 4,4 |
Данные: Госстат. (Ugmk.Info/Металл Украины, СНГ, мира)