Как заявили в Минэнерго, государственные шахты в I квартале увеличили убытки на 52%, для покрытия которых государство направило 3,2 млрд. грн. из госбюджета. В Минэнерго объясняют это снижением цен на уголь и ростом заработной платы шахтеров. Однако участники рынка главной причиной считают кризис перепроизводства и работу нелегальных шахт, которые используют схемы легализации через госшахты и получают за этот уголь дотации из госбюджета.
В Минэнерго опубликовали статистику, согласно которой убытки от выпуска товарной продукции государственных шахт в I квартале выросли на 52% до 3,6 млрд. грн. А в марте этот показатель вырос в 2,6 раза, до 1,3 млрд. грн. Эти потери в Украине компенсируются государством. “За январь-март из бюджета поступило 3,2 млрд. грн. на частичное покрытие расходов по себестоимости угольной продукции”, – уточнили в министерстве. В Минэнерго объясняют рекордные убытки госшахт повышением себестоимости производства угля – в марте она достигла 1,5 тыс. грн./т, увеличившись на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Такой резкий рост убытков произошел впервые за последние пять лет, утверждает один из чиновников Минэнерго на правах анонимности (официально в министерстве ситуацию не комментируют). По его словам, главная причина в снижении рыночных цен на уголь – с 770 грн. в прошлом году до 690 грн. по итогам I квартала этого года. “Это связанно с мировой конъюнктурой рынка угля, и мы тут ничего сделать не сможем”,.- отмечает собеседник “Ъ”. Правда, рост себестоимости производства угля на шахтах стал результатом повышения зарплат и других выплат шахтерам, а также увеличения цен на оборудование и материалы, используемые для добычи угля, добавляет чиновник.
Участники рынка говорят о наступлении кризиса перепроизводства угля. “Наши склады забиты углем. Аналогичная ситуация и на украинских ТЭС. Сырье попросту некуда девать – добыча идет, издержки остаются, а денежных поступлений нет. Отсюда и убыток”, – утверждают в ГП “Луганскуголь”. Сейчас избыток угля на складах украинских теплоэлектростанций превышает 5 млн. т. Это уже привело к остановке некоторых частных шахт. В прошлом году прекратила добычу Sadovaya Group, а в этом году Coal Energy сократила производство на 50%.
Из-за падения финансовых показателей многие шахты ухудшили расчеты с поставщиками и могли оказаться на грани банкротства, говорит источник “Ъ” в министерстве. Поэтому президент Виктор Янукович подписал закон “О внесении изменения в закон Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом”. Этот документ запрещает возбуждение дел о банкротстве горных предприятий.
Среди основных причин падения легальной добычи эксперты называют снижение потребления электроэнергии из-за спада в промышленности и рост добычи нелегального угля на шахтах-“копанках”. “Речь идет прежде всего об угле марки «А», около 5,3 млн. т которого было реализовано государственными ТЭС и около 900 тыс. т экспортировано”, – заявил глава профсоюза работников угольной промышленности, народный депутат Виктор Турманов. По его словам, торговцы нелегальным углем используют схемы легализации через госшахты и получают за этот уголь дотации из госбюджета. В Минэнерго не скрывают, что в прошлом году появились новые трейдеры, поставляющие уголь на государственные “Центрэнерго” и “Донбассэнерго”. По информации председателя независимого профсоюза горняков Донбасса Николая Волынко, эти компании были учреждены в начале прошлого года, имеют уставный капитал менее $1 тыс. и зарегистрированы в Донецке.
Старший аналитик Dragon Capital Денис Саква отмечает, что увеличить сбыт можно, создав дополнительный спрос на уголь за счет строительства заводов по газификации угля и перевода на этот вид топлива теплоэлектроцентралей и теплокоммунэнерго. “Еще один способ – это борьба с нелегальными шахтами-“копанками” и прикрытие каналов поставок топлива с них на украинские электростанции”, – говорит эксперт. Эксперт киевского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает, что для решения проблем угольной отрасли государство должно пойти на непопулярные меры и закрыть нерентабельные шахты. “Сегодня Украине просто не нужно такое количество угля, как добывают шахтеры. В Кабмине боятся принимать решение, но без этого вся страна будет вынуждена из бюджета оплачивать работу нерентабельных предприятий год за годом, и просвета в этом процессе не предвидится”, – говорит Корольчук. (Коммерсант-Украина/Металл Украины, СНГ, мира)