Индонезия, страна с населением в 250 млн. человек, является одной из наиболее крупных и быстрорастущих экономик Юго-Восточной Азии. Большинство специалистов предвещают Индонезии в среднесрочной перспективе мощный экономический рост, который, как прогнозируется, даст стране возможность в будущем войти в десятку ведущих экономик мира. Тенденции роста наметились и в индонезийской металлургической отрасли, хотя говорить о достижении самообеспеченности страны металлопродукцией еще рано.
Производство стали в Индонезии, хоть и достаточно медленно, но последовательно растет, начиная с 2003 г., когда в стране было выплавлено чуть более 2 млн. металла. По данным Эдварда Пинема, исполнительного директора индонезийской Ассоциации производителей чугуна и стали (Indonesian Iron and Steel Industry Association – IISIA), в прошлом году местные металлурги выплавили около 3,9 млн. т металла, что на 20% меньше рекордного показателя (4,8 млн. т), зафиксированного в 2011 г. Главными причинами спада производства, по его словам, были дефицит сырья (почти 100% стали в стране выплавляется в электропечах, а сырье для них в виде лома черных металлов на 70% импортируется) и снижение темпов оста потребления стальной продукции в 2012 г. на 5% до уровня 9 млн. т. В целом же, около 300 металлургических предприятий Индонезии, на которых заняты примерно 500 тыс. человек, располагают совокупной мощностью по производству около 5-5,5 млн. т стали в год.
Как утверждает Эдвард Пинем, в текущем году выпуск стальной продукции в Индонезии должен увеличиться почти на 23% и вернуться на рекордный уровень 2011 г. Давать такие прогнозы, по его словам, есть все основания. В настоящее время в стране реализуется “Генеральный план по ускорению и расширению экономического развития Индонезии” (Masterplan for the Acceleration and Expansion of Indonesia’s Economic Development – MP3EI), предусматривающий рост ВВП государства до $4,5 трлн. к 2025 г. Это позволит Индонезии войти в десятку крупнейших экономик мира.
В результате реализации этой программы потребление стали в текущем году, как полагают в IISIA, может возрасти на 7-9% до 11,4 млн. т. “Генеральный план” предусматривает реализацию десятков крупных проектов по строительству таких объектов инфраструктуры, как высокоскоростные магистрали, аэропорты, железные дороги, морские порты и др. Кроме того, эксперты ожидают высоких темпов роста не только в национальном строительном секторе, но и в автомобилестроительной промышленности. Предполагается, что продажи автомобилей в Индонезии в этом году достигнут рекордных 1,2 млн., а мотоциклов – 6,3 млн. штук.
В начале марта в столице Индонезии Джакарте состоялась церемония закладки первого камня в строительство нового и самого большого на архипелаге грузового порта Калибару, участие в которой принял президент страны Сусило Бамбанг Юдхойоно. Проект оценочной стоимостью почти в $2,5 млрд. осуществляется государственной портовой компанией Pelindo II, его планируется завершить в 2023 г. После этого новый порт войдет в так называемый “индонезийский маятник” (растянувшаяся вдоль побережья страны цепь ее главных гаваней протяженностью 5,5 тыс. км) и станет обрабатывать примерно 13 млн. т грузов в год.
Впрочем, приведенные выше данные совершено отчетливо свидетельствуют о том, что Индонезия, занимающая сегодня третью позицию в списке крупнейших потребителей металла среди стран АСЕАН, испытывает на самом деле серьезный дефицит стальной продукции. Ведь для того, чтобы удовлетворить спрос внутри страны, по оценкам Эдварда Пинема из IISIA, при внутреннем производстве примерно в 5 млн. т стали Индонезия должна импортировать, по меньшей мере, еще столько же. На самом же деле, в страну поступает куда больше металла: в 2011 г., по данным ISSB, импорт металлопроката в Индонезию составил 7,5 млн. т., а с учетом труб – 8,3 млн. т.
Таким образом, Индонезия является на сегодняшний день нетто-импортером стали. Причем в число главных экспортеров, к примеру, полуфабрикатов, за счет которых решается вопрос с дефицитом сырья, наряду с Китаем и Японией, входят Россия и Украина. В частности, в 2010 г. Украина поставила в Индонезию порядка 700 тыс. т, в 2011 г. – около 600 тыс. т, а 2012 г. – 773 тыс. т полуфабрикатов. В среднесрочной перспективе, как представляется, Индонезия и далее будет оставаться нетто-импортером полуфабрикатов, что обещает устойчивый рынок сбыта для украинской и российской продукции.
Конечно, индонезийское правительство принимает, как оно не раз заявляло, все необходимые меры для ограничения импорта стали в страну. К примеру, в марте Антидемпинговый комитет (Komite Anti Dumping Indonesia – KADI) при Министерстве финансов Индонезии принял решение взимать дополнительные импортные пошлины от 5,9 до 55,6% на импорт холоднокатаного листа и рулонов из Китая, Южной Кореи, Японии, Тайваня и Вьетнама. Это положение будет оставаться в силе в течение ближайших трех лет. Главным инициатором практически всех антидемпинговых расследований является крупнейшая сталелитейная компания Индонезии Krakatau Steel.
Ранее, с 1 октября 2012 г., фактически “задним числом”, без проведения официального расследования, Министерством финансов Индонезии с подачи KADI были введены антидемпинговые пошлины на ввоз в страну горячекатаного листового проката из 3 стран. В частности, на импорт продукции из Китая введены пошлины в 10,47%, из Сингапура – 12,33%, из Украины – 12,5%; они будут действовать в течение трех с половиной лет.
С марта 2008 г. в Индонезии действуют пятилетние антидемпинговые пошлины в 4,24-56,51% на стальные горячекатаные рулоны из таких стран, как Россия, Таиланд, Китай, Индия и Тайвань (всего – 17 компаний). По последним данным, председатель KADI Бачрул Чаири настаивает на том, чтобы антидемпинговые пошлины на горячекатаные рулоны из указанных выше пяти государств, срок действия которых истекает в текущем году, были сохранены, поскольку цены на эту продукцию продолжают оставаться ниже стоимости г/к рулонов, выпускаемых внутри Индонезии.
Индонезийские власти, безусловно, понимают, что уменьшить поток дешевой стальной продукции, заполонившей в последнее время рынок страны, поможет и наращивание мощностей национальных сталелитейных компаний. Большая часть производимой в стране стали приходится на долю государственной корпорации Krakatau Steel. С мощностями по выплавке 2,9 млн. т в год эта компания держит под контролем около 50% и 30% внутреннего рынка горячекатаной и холоднокатаной листовой продукции соответственно.
В течение ближайших нескольких лет должен быть реализован проект стоимостью $622 млн. по расширению сырьевого потенциала Krakatau Steel. Он подразумевает строительство аглофабрики мощностью 1,78 млн. т, коксохимического завода производительностью 500 тыс. т и доменной печи на 1,2 млн. т в год. Пуск этого производства в эксплуатацию в 2014 г. позволит снизить зависимость компании от импорта лома и чугуна, а также увеличить выпуск стали – до 2,8-3 млн. т. Финансировать проект на 30% будет сама Krakatau Steel, а остальные инвестиции планируется вложить за счет долгосрочных кредитов.
Наряду с этим, в настоящее время продолжается реализация проекта стоимостью около $6 млрд. по строительству завода по выпуску листовой стали PT Krakatau Posco с участием южнокорейской корпорации Posco и Krakatau Steel. Пуск первой фазы (70% готовности) этого совместного предприятия мощностью 3 млн. т стальной продукции в год намечен на начало 2014 г. Сразу вслед за этим планируется начать вторую фазу строительства СП, которая завершится в 2015 г., после чего производительность нового завода составит порядка 6 млн. т стали в год. По данным газеты Jakarta Post, южнокорейские металлурги в течение ближайших пяти лет хотят вложить в новые проекты в Индонезии порядка $11 млрд. Сама же Krakatau Steel планирует к 2014 году выйти на уровень производства 4,7 млн. т стали в год.
Тем временем, в конце декабря прошлого года крупнейшая японская металлургическая корпорация Nippon Steel & Sumitomo Metal Corporation (NSSMC) подписала с той же Krakatau Steel первоначальное соглашение о создании совместного предприятия в Индонезии, которое станет заниматься производством и продажами автолиста для нужд автомобильной промышленности. Обе компании договорились согласовать все детали и условия, а также подписать финальный документ по созданию СП в первой половине 2013 г. Но уже сейчас известно, что NSSMC будет владеть 51% акций нового предприятия, тогда как PT Krakatau Steel – оставшимися 49%.
Целью создания японско-индонезийского СП мощностью около 120 тыс. т листовой продукции в год является удовлетворения спроса на высококачественный автомобильный лист как со стороны японских автомобильных корпораций (Toyota, Daihatsu и Suzuki), открывших собственные производственные мощности в Индонезии, так и со стороны местных производителей автотранспортных средств. Новый завод будет расположен в Чилегоне – индустриальном комплексе в 100 км к западу от Джакарты.
Кроме того, еще одна японская металлургическая компания JFE Steel планирует инвестировать порядка $360 млн. в строительство сталелитейного завода в Индонезии. По информации IISIA, для этих целей JFE Steel зарезервировала 15 га земли в индустриальном парке Бекаси на западе страны и в настоящее время ожидает одобрения проекта от индонезийского инвестиционного совета.
Наконец, в текущем году Krakatau Steel планирует также начать строительство нового стана горячей прокатки. Общий объем инвестиций в этот проект составит более $400 млн. По словам директора по маркетингу компании Ирвана Хакима, в настоящее время проводится технико-экономическое обоснование проекта, а к концу года будет завершен процесс приобретения земли. Пуск нового стана в эксплуатацию запланирован на 2015 г. Большая часть производимой на нем продукции будет реализовываться на внутреннем рынке в интересах удовлетворения растущего спроса на стальную продукцию в Индонезии. После ввода в эксплуатацию нового стана мощности по производству проката Krakatau Steel возрастут до 4,25 млн. т в год.
Увеличить свои мощности по выпуску холоднокатаных рулонов в Индонезии намерена и индийская металлургическая компания Essar – на эти цели планируется направить порядка $125 млн. На своем индонезийском заводе в городе Сибитунг индусы хотят увеличить производительность по выпуску х/к рулонов до 700 тыс. т в год (сейчас – 400 тыс. т), что позволит этому предприятию стать вторым после Krakatau Steel производителем холоднокатаных рулонов в стране. (Metal Bulletin, ISSB, SEAISI, Jakarta Post, ANTARA News, Steel Business Briefing, SteelOrbis, Металлоснабжение и сбыт/Rusmet.ru/Металл Украины, СНГ, мира)