Крупнейший сталепроизводитель РФ «Евраз» перенес пуск Южного стана в Ростовской области на 2014 г. из-за плохого рынка и конкуренции со стороны других российских стальных гигантов. Из-за хворающей мировой экономики спрос на стальную продукцию, которая в основном используется в строительной и автомобильной промышленностях, продолжает ухудшаться, заставляя сталеваров работать в условиях перепроизводства в этом году.
Производители пускают заводы в 2013-2015 гг., что уже в этом году создаст избыточное предложение, снижая рентабельность торговцев металлом, пожаловались трейдеры на общероссийском слете в сердце российской металлургической промышленности в феврале. Цены на сталь не могут стабилизироваться с начала года, на железную руду – несколько выросли, а на коксующийся уголь продолжают стагнировать, сообщил «Евраз», презентуя свою финансовую отчетность за 2012 г.
«Евраз» изначально планировал пустить стан в Ростовской области мощностью 315.000 т арматуры и 450.000 т мелкосортного проката в год в 2013 г. в расчете на спрос на строительный прокат для нужд Чемпионата мира по футболу в 2018 г. и программы жилищного строительства в области. “Перенос пуска завода на следующий год, скорее всего, связан с плохой конъюнктурой на рынке, ростом конкуренции с вводом новых мощностей «Северстали» и НЛМК (в Балаково и Калуге соответственно)”, – считает аналитик БКС Олег Петропавловский.
Учитывая, что компания планировала закупать заготовку для ростовского стана в Украине, пуск завода может быть перенесен на более длительный срок, потому что возить оттуда сырье в текущих условиях может быть нерентабельно, отмечает Петропавловский. Несмотря на слабеющий мировой рынок стали, «Евраз» также планирует пустить стан в Казахстане мощностью 450.000 т арматуры в год в III-IV квартале этого года и возобновить поставки арматуры в Юго-Восточную Азию, сказал Фролов. Помимо этого, компания не исключает, что продолжит наращивать мощности по производству арматуры в РФ. Фролов упомянул об интересе «Евраза» к входящему в программу приватизации на этот год Ярцевскому литейному заводу, пока что являющемуся собственностью правительства Москвы.
Петропавловский находит эти планы компании странными, учитывая недозагрузку ее собственных мощностей по производству арматуры. “Зачем «Евразу» этот завод, не до конца понятно, – сказал он. – Это по сути его конкурент в Центральном регионе, можно лишь предположить, что это поглощение конкурентов”. Фролов сообщил также, что компания пересмотрела свою прошлогоднюю идею создать производство рельсов в Бразилии, поскольку признала недостаточность спроса на этом рынке. “Нерентабельно строить завод там мощностью менее чем 500.000 т, а стабильного рынка на эти объемы мы не видим”, – сказал он. По его словам, после расширения имеющихся мощностей у компании найдутся объемы для экспорта в Бразилию. При этом «Евраз» рассчитывает начать поставки стометровых рельсов российской железнодорожной монополии РЖД с 2014 г., когда завершится модернизация стана в Новокузнецке и рельсы получат сертификацию, сообщили топ-менеджеры компании. Общие мощности «Евраза» по производству рельсов после завершения модернизации станов в РФ и США достигнут 2 млн. т против 1,5 млн. т изначально. (Reuters/Металл Украины, СНГ, мира)