На протяжении последнего десятилетия Индия считалась одной из наиболее быстрорастущих экономик мира. Индийская металлургическая промышленность демонстрировала невиданные темпы роста, с 2007 г. по 2012 г. увеличив объем выплавки стали более чем на 57%. Однако сейчас этот подъем застопорился, а Индия наращивает импорт стальной продукции. Причем, по мнению местных специалистов, это может стать долгосрочной тенденцией. Впрочем, индийская экономика все глубже погружается в кризис, основной причиной которого является неспособность государства решить проблему дефицита электроэнергии и сырьевых ресурсов.
В конце прошлого десятилетия Индию в экономических публикациях неоднократно называли вторым Китаем, указывая на исключительно высокие темпы роста ее ВВП и промышленного производства. На протяжении 2000-х годов потребление стальной продукции в стране увеличивалось в среднем на 10,6% в год, правда, стартовав с очень низкой базы. Даже сейчас в пересчете на душу населения использование стали в Индии составляет всего 58 кг, что сравнимо с показателями стран “черной” Африки. Впрочем, это означает, что Индия имеет широчайшие возможности для роста.
Индийская металлургия на протяжении последних 10-12 лет по скорости наращивания оборотов уступала только китайской. Производство стали в стране увеличилось от 26,9 млн. т в 2000 г. до 77,6 млн. т в 2012 г. Государство с быстро развивающейся экономикой, более чем миллиардным населением, растущим средним классом и обширными запасами железной руды и коксующегося угля считалось одним из оптимальных мест для размещения металлургических предприятий. До кризиса 2008 г. количество анонсированных проектов в отрасли превышало 200 с совокупной мощностью более 250 млн. т стали в год. Такие корпорации как Posco, Arcelor Mittal, Tata Steel планировали возвести в Индии меткомбинаты-гиганты с годовой производительностью в 10-12 млн. т. Эти планы вызывали у специалистов опасения по поводу того, что Индия может в перспективе превратиться в крупного экспортера стали, как это произошло с Китаем.
Однако эти опасения оказались преждевременными и необоснованными. Из всех крупных проектов строительства металлургических предприятий с нуля (так называемых гринфилдов), анонсированных после 2005 г., не был реализован ни один. Впечатляющий почти трехкратный рост производства стали в Индии за 12 лет произошел, прежде всего, благодаря мелким предприятиям, использующим в качестве сырья губчатое либо горячебрикетированное железо, а также браунфилдам – расширением мощностей действующих предприятий, построенных, как правило, до начала 1980-х годов.
Основной проблемой индийской металлургии стал земельный вопрос. Как оказалось, в стране практически невозможно приобрести участок земли под промышленное строительство. В перенаселенной, преимущественно аграрной Индии просто не осталось свободного места. Порой создается впечатление, что в стране существуют только два типа земель – крестьянские поля и лесные угодья, охраняемые государством. При этом крестьяне отнюдь не горят желанием продавать свои земли и уходить неведомо куда, и в этом их полностью поддерживают местные власти. А получить разрешение на сведение лесов практически невозможно из-за противодействия со стороны регулирующих органов, ответственных за охрану окружающей среды.
В настоящее время все ведущие металлургические компании Индии реализуют проекты расширения производительности своих действующих комбинатов. Одна только SAIL, крупнейшая металлургическая компания страны, планирует за счет этого нарастить выпуск стали более чем на 10 млн. т в год к 2016 г. Но такой рост имеет свои пределы. К тому же, в последние годы на индийских металлургов навалилась новая напасть: центральное правительство и власти штатов объявили в 2011 г. кампанию против якобы незаконной добычи полезных ископаемых. При этом, как оказалось, большинство компаний, занимающихся производством железорудного сырья, делали это без наличия всех необходимых разрешений.
Справедливости ради следует отметить, что получение нужных документов при наличии чудовищно медлительной, коррумпированной и некомпетентной индийской бюрократии могло бы затянуться на долгие годы, но входить в положение никто не стал. В результате добыча железной руды в штате Гоа была полностью прекращена по требованию судебных органов, а в штатах Карнатака и Одиша сократилась более чем наполовину.
Это ударило, прежде всего, по индийскому экспорту железной руды, который упал от более 100 млн. т в 2009 г. до 18 млн. т по итогам 2012-2013 финансового года (апрель-март). Но и индийские металлургические компании, чьи предприятия расположены в этих штатах (а на одну только Карнатаку приходилось около 30% национального производства стали), испытывают нехватку сырья. Крупные компании JSW Steel и Essar Steel, чьи меткомбинаты находятся в портовых городах, были вынуждены приступить к импорту стали, а мелкие производители сокращают выпуск из-за нехватки сырья или вовсе прекращают его.
По мнению ряда экспертов, сталелитейная промышленность страны в текущем десятилетии будет развиваться недостаточно быстро, чтобы поспевать за непрерывно расширяющимся спросом. В первом квартале выплавка стали в Индии превысила уровень аналогичного периода годичной давности только на 2,9%, что представляет собой самый низкий показатель с 2009 г. Как считает В. Р. Шарма, заместитель директора компании Jindal Steel & Power, к 2020 г. потребление стали в Индии достигнет 200 млн. т, тогда как производство – только 150 млн. т. Вследствие этого страна будет вынуждена ежегодно импортировать порядка 40-50 млн. т металла.
Возможно, В. Р. Шарма, выступающий за скорейшее снятие запретов на добычу железной руды, сгущает краски, но Индия в последнее время наращивает импорт стали. В 2012-2013 финансовом году местные компании приобрели за рубежом 7,86 млн. т стальной продукции против 6,86 млн. т годом ранее. Правда, более 60% закупок пришлось на Китай, Корею и Японию, однако Украина, по данным местного Joint Plant Committee (JPC), занимает в этом рейтинге пятое место (на четвертом – Германия).
Согласно информации Гокомстата Украины, в прошлом году отечественные металлурги экспортировали в Индию 313,8 тыс. т проката и полуфабрикатов, что составляет 1,5% от всего объема внешних поставок. К тому же, этот экспорт является достаточно диверсифицированным. Чуть больше трети от общего объема приходится на горячий плоский прокат, остальное более-менее равномерно распределено между катанкой, холоднокатаными рулонами, арматурой и фасоном.
Безусловно, при осуществлении поставок своей продукции на индийский рынок украинские металлурги вынуждены конкурировать с китайцами, представленными в основном в той же ценовой нише. Тем не менее стоимость доставки проката из Украины в порты западного побережья в Индию лишь не намного выше, чем из Китая, а по качеству, как правило, не хуже. При этом в условиях снижения спроса на украинский металл на традиционных рынках Европы, Турции, Ближнего Востока и Северной Африки Индия представляется достаточно привлекательной альтернативой. Вопрос только в том, будет ли она действительно продолжать расширение импорта стали, как утверждает В. Р. Шарма.
С одной стороны, такая тенденция действительно имеется. Да и правительство Индии постепенно убирает часть нетарифных барьеров при импорте проката. В частности, в конце марта было объявлено, что для иностранных поставщиков толстолистовой стали для производства сосудов высокого давления, полуфабрикатов и высокопрочной арматуры до октября не будет действовать положение об обязательной регистрации в Bureau of Indian Standards (BIS).
Однако, с другой стороны, в последнее время в Индии происходит падение темпов роста потребления стальной продукции. В 2012-2013 финансовом году он составил всего 3,3% против 5,5% в предыдущем периоде и 9,9% – в 2010-2011 финансовом году. Индийская экономика находится на спаде, причем в ближайшие месяцы он может только усилиться.
Отчасти проблемы индийской экономики непосредственно связаны с глобальным кризисом. Спрос на индийские товары за рубежом сократился, а правительство вынуждено экономить средства, сокращая объем государственных инвестиций. Значительная часть инфраструктурных проектов совокупным объемом до $1 трлн. отложена до более благополучных времен.
Еще одним негативным фактором является жесткая монетарная политика индийских властей. Реальный сектор экономики находится на голодном финансовом пайке, ставки по кредитам слишком велики и препятствуют дальнейшему развитию промышленности. Кроме того, Индия находится под давлением со стороны Евросоюза, требующего радикального снижения таможенных пошлин на широкий ряд товаров, в частности, автомобили. В предыдущие годы автомобилестроение было одним из наиболее быстрорастущих секторов индийской экономики и, соответственно, выходило на ведущие позиции по объемам спроса на прокат. В будущем темпы роста в этой отрасли могут резко упасть.
Но наиболее острой в последнее время становится еще одна проблема – тотальный дефицит электроэнергии. В прошлом году спрос на нее превысил реальную выработку более чем на 9%. Летом прошлого года более половины населения страны подверглись воздействию блэкаутов – массовых отключений электроэнергии. Промышленные предприятия для обеспечения бесперебойного снабжения электроэнергией вынуждены устанавливать дизель-генераторы, работающие на дорогом импортном топливе, что существенно повышает себестоимость продукции.
Трудности Индии с электроэнергией вытекают из того же земельного вопроса. Обладая богатыми запасами угля, страна не может увеличивать его добычу с нужной скоростью из-за невозможности выделения земельных участков под новые угольные карьеры.
Электростанции вынуждены все шире использовать дорогостоящий импортный уголь, но им не разрешают повышать тарифы, поэтому энергокомпании терпят убытки. Впрочем, даже добытое или ввезенное из-за рубежа сырье порой сложно доставить по назначению из-за недостаточной пропускной способности местной железнодорожной сети, а постройка новых магистралей невозможна вследствие все тех же земельных проблем. В начале года правительство обнародовало план строительства в предгорьях Гималаев почти 300 небольших гидроэлектростанций, но тут на дыбы встали экологи, выступившие против затопления сотен квадратных километров горных лесов и ущелий.
Нехватка электроэнергии оказывает все более заметное негативное воздействие на экономику Индии, причем эта проблема, скорее всего, будет только усугубляться. Выделение земли под промышленное и железнодорожное строительство и добычу полезных ископаемых всецело зависит в Индии от местных властей, а на этом уровне безраздельно доминирует самый оголтелый популизм. Впрочем, как отмечают индийские СМИ, трудно в чем-то упрекнуть и жителей, выступающих против появления меткомбинатов или угольных разрезов на месте их полей и домов или сведения заповедных лесов. Вообще в Индии сейчас наиболее зримо проявляется проблема, которая в последнее время стала весьма актуальной во многих индустриальных странах. Развитие местного самоуправления и повышение гражданской активности населения все чаще вступают в противоречия с экономическими потребностями государства. Не только в Индии, но и в большинстве стран Западной Европы сегодня очень трудно получить разрешение на строительство крупного промышленного или инфраструктурного объекта. Соответствующие примеры можно найти и в Украине. Возведение мини-завода в Белой Церкви, анонсированное еще до кризиса 2008 г., во многом сорвалось из-за общественных протестов. Киевляне, в свою очередь, еще помнят ожесточенные дискуссии, которыми сопровождалось строительство нового моста через Днепр. А начало разработки Олесского месторождения сланцевого газа тормозится из-за противодействия со стороны местных властей.
Модернизация украинской экономики, без которой мы будем обречены скатиться на уровень стран третьего мира, очевидно, потребует создания новых производственных мощностей. Поэтому отечественным властям необходимо научиться сочетать интересы местных общин с требованиями общенационального промышленного развития. Иначе и у нас могут произойти рецидивы “индийской болезни”. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)