Индия, второй по величине покупатель российского угля на мировом рынке, резко сократила импорт твердого топлива из России. Так, за январь-сентябрь 2024 года страна закупила 6,1 млн тонн энергетического угля, что на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это следует из данных индийского аналитического агентства Bigmint, сообщает The Moscow Times.
При этом Индия увеличила общий импорт угля на 12% в годовом исчислении до 137,8 млн тонн. Основными поставщиками топлива в страну были Индонезия, Южная Африка и США. Россия занимает четвертое место среди импортеров, опережая Австралию, Мозамбик и Колумбию. При этом доля России в импорте энергетического угля в Индию снизилась до 3% в натуральном выражении, тогда как в январе-сентябре 2023 года она составляла около 7%.
После введения эмбарго на поставки угля в ЕС, вступившего в силу в августе 2022 года, российские угольщики начали активно искать новые направления для экспорта. Большая часть поставок была перенаправлена в Китай и Индию. По данным Минэнерго России, в 2023 году экспорт энергетического и коксующегося угля сократился почти на 4% в годовом исчислении и составил 212,5 млн тонн. В 2023 году Китай закупил у России 100,9 млн тонн угля (+50 по сравнению с 2022 годом), а Индия – 26 млн тонн (+31%). На долю Индии приходилось 12% всего российского экспорта угля.
В этом году экспорт сокращается из-за падения рентабельности: экономика поставок за рубеж значительно ухудшилась на фоне падения экспортных цен и роста транспортных расходов, заявили представители отрасли. Также существуют трудности с транспортировкой угля в порты юга и северо-запада, откуда он идет в Индию. Кроме того, возникают сложности с банковскими транзакциями. По итогам 2024 года экспорт российского угля в Индию может снизиться до 18-20 млн тонн, или на 23-31% год к году.
На фоне проблем с экспортом российские угольные компании сокращают добычу – в июле, по данным Росстата, она упала на 6,7% в годовом выражении, а ее общий объем – 31,5 млн тонн – стал самым низким с начала пандемии коронавируса 2020 года. Что касается пиков, показанных в декабре 2022 года, то угольные компании потеряли около 12 млн тонн месячной добычи, или 27%. В середине сентября Taiwan Cement Corporation (TCC), один из двух крупнейших импортеров российского угля на Тайване, объявила о полном прекращении сотрудничества с угольщиками из России.
По итогам первого полугодия угольная отрасль в России стала убыточной. По данным Росстата, его балансовый финансовый результат составил минус 7,1 млрд рублей. Более половины угольных компаний стали убыточными, а общие убытки выросли в 3,4 раза, до 93,7 млрд рублей. В начале сентября сообщалось, что российские угольные компании столкнулись с резким ухудшением финансового состояния в 2024 году.
По словам главы Минэнерго РФ Сергея Цивилева, в первом полугодии доналоговая прибыль угольной отрасли рухнула на 97%, то есть более чем в 33 раза. «Прибыль угольной отрасли до налогообложения по итогам года может снизиться почти в 15-17 раз», — предупредил Цивилев.
Угольная промышленность России приближается к «серьезному кризису», предупредила в апреле комиссия по энергетике Госсовета РФ. По ее оценкам, отрасль находится в состоянии кассового разрыва (когда входящие платежи меньше оттоков со счетов), и по итогам года ее отрицательный денежный поток достигнет 450 млрд рублей.
Ранее сообщалось, что российско-китайский проект по освоению крупнейшего Зашуланского угольного месторождения в Забайкалье остался без финансирования из-за ограничений Китая на трансграничные платежи с Россией. В середине июля стало известно, что российские экспортеры угля и металлов продолжают испытывать проблемы с экспортом своей продукции за рубеж. Так, за январь-июль текущего года морской экспорт угля из России упал на 11,4%, а черных металлов – на 15,7%.
Также сообщалось, что доля убыточных угольных предприятий в России превысила 52%, экспорт угля сократился на 12%. До этого стало известно, что объем индийского импорта угля из России сократился за три месяца до мая включительно, в то время как поставки из США выросли. Трейдеры связывали это со снижением конкурентоспособности российских поставок. (minprom)