Рекордные убытки Днепропетровского металлургического завода им. Петровского за 2012 г. могут подтолкнуть российский «Евраз-холдинг» и его основного акционера Романа Абрамовича к поиску покупателей на проблемный актив. Ведь отрицательный финрезультат в 1,137 млрд. грн. – пожалуй, слишком много даже для владельца лондонского футбольного клуба “Челси”.
Тем более что все познается по сравнению. По итогам 2012 г. убытки украинских металлургов составили 424 грн./т в целом по отрасли. Тогда как у ДМЗП согласно данным его финансовой отчетности этот показатель равен 1387 грн./т. Между тем предприятие, несмотря на далеко не новые производственные мощности в доменном и прокатном переделе, находится не в самом худшем положении.
Во-первых, ДМЗП имеет почти полную вертикальную интеграцию. Чего ему не хватает – так это собственного коксующегося угля для Днепропетровского КХЗ, с 2011 г. ставшего структурным подразделением ПАО “Евраз – Днепропетровский металлургический завод”, а также для Баглейского и Днепродзержинского КХЗ. Зато есть своя железная руда, добываемая тут же, в Днепропетровской области.
В борьбе за снижение себестоимости продукции, которую сейчас ведут металлурги всех стран, это далеко не лишний аргумент. Кроме того, ДМЗ им. Петровского специализируется на выпуске сортового проката, по которому глобальный кризис ударил не так жестко, как по производству листа. В 2012 г. экспорт плоского проката уменьшился на 13,1% до 6,497 млн. т, а длинномера – всего на 0,2% до 5,729 млн. т.
Да и ценовая динамика тоже в пользу производителей длинномера. Например, в феврале его средняя стоимость по экспортным контрактам составила $639/т, что на 9,62% меньше, чем за аналогичный период 2012 г. Тогда как по листу откат был на 12,97% до $550/т. Статистические данные свидетельствуют, что фасонка и сорт украинского производства по-прежнему пользуются спросом в ближневосточном регионе и в СНГ.
А если учесть такой масштабный проект, как подготовка к зимней Олимпиаде-2014, относительную близость к Сочи и российские корни Евраз-холдинга – то вот он, казалось бы, реальный резерв для наращивания продаж и улучшения финрезультатов. Вместо этого ДМЗ им. Петровского сообщает об уменьшении доходов от реализации металлопродукции до 4,606 млрд. грн. против 4,922 млрд. грн. в 2011 г.
Отраслевые эксперты отмечают, что ухудшение показателей завода отчасти связано с техническими причинами. Его финотчетность за 2012 г. готовилась в соответствии с международными стандартами, тогда как ранее – по национальным бухгалтерским. Но все равно никак не обойти тот факт, что убытки предприятия в последние годы нарастали: 632,51 млн. грн. за 2010 г. и 809,48 млн. грн. в 2011 г.
И в любом случае в пересчете на 1 т стали убыточность намного выше, чем отраслевая. Да и объемы производства тоже сокращались: стали и проката – на 5%, чугуна – на 1% к 2011 г. При этом недовыполненным на 2% оказалось плановое задание. Менеджмент ДМЗ им. Петровского поясняет уменьшение выплавки чугуна ремонтами доменных печей, а по стали – масштабным капремонтом воздухо-разделительной установки АК-6 в кислородно-конвертерном цехе, который сам простоял 45 дней и заодно остановил работу рельсобалочного стана.
Интересно, что вот уже третий год предприятие отмечает проблемы с сырьем. А именно – с качеством кокса и железорудной шихты, ухудшающих технологические параметры доменных печей. Еще по итогам 2010 г. ДМЗ им. Петровского констатировал допрасходы в 21,1 млн. грн. из-за перехода на ЖРС с более низким содержанием железа и 23,7 млн. грн. в связи с использованием природного газа вместе с коксом.
Именно рост производства кокса на 13% к 2011 г., до 597 тыс. т за счет отгрузок внешним потребителям, стал для днепропетровских металлургов ощутимой ложкой меда в бочке с дегтем. В целом же потери от уменьшения объемов производства и реализации за 2012 г. ДМЗ им. Петровского оценил в 474,9 млн. грн. Тогда как ценовая конъюнктура явно играла ему на руку. Например, потери от снижения цен на готовую металлопродукцию составили 357,6 млн. грн.
Еще 102,4 млн. грн. в минус добавило изменение структуры реализации – уменьшение доли готового проката в пользу квадратной заготовки и товарного чугуна. Между тем от снижения цен на сырье получен бонус в 866,5 млн. грн., в т. ч. на уголь – 243,7 млн. грн., на ЖРС – 392 млн. грн., на кокс – 15,5 млн. грн. Таким образом позитивное сальдо по ценовым факторам составило 406,5 грн. Сюда же можно приплюсовать 304,7 млн. грн. от увеличения использования коксового газа вместо природного на местной ТЭЦ.
Другими словами, у предприятия, казалось, были возможности обойтись без антирекордов. Теперь же убыток в 1,137 млрд. грн. решено покрыть за счет текущих доходов 2013 г. При этом уже есть накопленная сумма непокрытого убытка прошлых лет в 3,056 млрд. грн. – до корректирования входных показателей баланса в 2012 г.
А ведь ДМЗ им. Петровского запланировал достаточно амбициозную инвестпрограмму до 2017 г., включающую перевод доменных печей на ПУТ и строительство отделения непрерывной разливки стали. На нее тоже где-то надо изыскать средства. На текущий год днепропетровцы опять ставят высокую планку: производство стали на уровне 1,062 млн. т, чугуна – 1,026 млн. т, проката – 917,1 тыс. т. Но пока цены на металлопродукцию остаются в негативном тренде. Так что прогнозировать пропорциональный рост доходов не приходится.
Точно также ДМЗ им. Петровского вряд ли стоит рассчитывать на масштабные вливания со стороны материнской компании. Как и большинство металлургических групп, “Евраз” столкнулся с последствиями глобального падения спроса на свою продукцию в условиях избытка мировых сталеплавильных мощностей. Отсюда снижение стальной выплавки в 2012 г. на 5%, до 15,9 млн. т и уменьшение дохода на 10% до $14,726 млрд.
С большими перебоями работает завод Evraz Vitkovice Steel в Чехии: в очередной раз он был остановлен как раз в начале апреля. До этого – в октябре 2012 г. Кроме того, в IV квартале 2012 г. холдинг Р. Абрамовича сообщил о намерении продать непрофильные активы для уменьшения долговой нагрузки. В частности, речь идет о железнодорожной компании “Евразтранс”, уточнил финдиректор “Евраза” Джакомо Байзини. Также в конце марта подписан протокол о намерении продать 85% акций южноафриканской Evraz Highveld Steel&Vanadium.
Летом сбавит обороты и Западно-Сибирский меткомбинат за счет остановки листопрокатного стана. Причиной такого решения в компании называют избыток мощностей по выпуску плоского проката на территории СНГ. При всем этом Р. Абрамовичу и его партнерам нужно завершить реализацию как минимум двух проектов: строительство заводов “Южный стан” в Ростовской области и Evraz Caspian steel в Казахстане.
В них уже инвестированы значительные средства и останавливать их сейчас – значит наваливать на финбаланс новые убытки. На это, разумеется, никто не пойдет. Но и для подпитки ДМЗ им. Петровского ничего не остается. Стоит отметить, что предположения о продаже “Евразом” своих украинских активов регулярно появляются в деловых СМИ с 2010 г. Это каждый раз происходит после публикации данных финочетности про убытки ДМЗП и остальных предприятий.
Но пока они так и не проданы. Хотя в целом российские металлурги не очень уютно чувствуют себя в Украине. Например, холдинг “Мечел” сейчас продает Донецкий электрометаллургический завод, а группа “Северсталь” решила закрыть здесь свое представительство. Поэтому не исключено, что поиск покупателей на ДМЗ им. Петровского действительно ведется. С другой стороны, Р. Абрамович нередко принимал решения от обратного.
К примеру, в феврале 2011 г. в российских СМИ со ссылкой на источники сообщалось, что владелец “Челси” ищет покупателя на свою долю в ОАО “Шахта “Распадская”, крупнейшем российском производителе коксующегося угля. Тогда, после масштабной аварии на шахте, такой шаг представлялся аналитикам вполне логичным. Вместо этого уже в 2012 г. “Евраз” выкупил долю “Распадской” у ее менеджмента, доведя присутствие в акционерном капитале с 40% до 82%. Поэтому возможно, что и в случае с ДМЗП Р. Абрамович и его партнеры не будут руководствоваться стандартными логическими конструкциями.
Старший аналитик инвесткомпании “Арт Капитал” Дмитрий Ленда в комментарии МинПрому отметил, что такого варианта развития событий, как продажа ДМЗ им. Петровского, исключать нельзя. “В конце концов, избавляется же “Евраз” от купленной ранее Highveld. А покупатели на завод найдутся. Но более вероятным все же представляется, что завод останется в собственности “Евраза”, по крайней мере в ближайшей перспективе. Ведь убыток группы за 2012 г. – по сути, бумажный, а руководство “Евраза” понимает, что сейчас за предприятие никто не даст хороших денег”, – пояснил он. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)