Европейская металлургия находится в глубочайшем кризисе, выхода из которого пока не просматривается – такой неутешительный вывод делают все больше специалистов, отслеживающих ситуацию в этой отрасли. В частности, как недавно заявил Гисберт Рюль, генеральный директор германской трейдерской компании Klockner & Co, даже в самом лучшем случае странам Евросоюза понадобится не менее четырех-пяти лет, чтобы возобновить экономический рост. В конце мая Klockner объявила, что сократит 17% персонала (или около 2 тыс. человек) и закроет часть своих площадок в Европе, чтобы уменьшить расходы.
С пессимистическим заявлением выступил и президент региональной металлургической ассоциации Eurofer Вольфганг Эдер, возглавляющий также австрийскую сталелитейную компанию Voestalpine. По его словам, как минимум, до конца года ситуация на европейском рынке стали останется неблагоприятной, а спрос на прокат продолжит снижение. Как считает Эдер, в Евросоюзе следует закрыть, по меньшей мере, 10 металлургических предприятий, чтобы стабилизировать рынок. Европейские металлурги не скрывают, что главной причиной кризиса в отрасли является политика правительств и Европейской комиссии. Прежде всего, стремление сократить объем государственного долга и бюджетного дефицита приводит к резкому сокращению государственных расходов – в частности, на централизовано финансируемые строительные проекты и зарплаты госслужащим.
Это способствует росту безработицы и подрывает основы регионального малого бизнеса, в котором занято большинство трудящихся в европейских странах, особенно, на юге региона, где процессы деиндустриализации зашли дальше всего. В результате возникает замкнутый круг: политика жесткой экономии разоряет все больше фирм, ориентирующихся на внутренний рынок, от этого падают налоговые поступления в бюджет. Из-за этого правительство вынуждено еще сильнее затягивать пояса и тем самым еще сильнее ухудшает финансовое положение национальных производителей.
Кроме того, сильное негативное воздействие на металлургов оказывает энергетическая политика Евросоюза. По словам Вольфганга Эдера, расходы на электроэнергию у европейских промышленников в 3-4 раза выше, чем в США, а требования по снижению выбросов углекислого газа и дополнительные сборы на финансирование “зеленых” тарифов на дорогостоящую альтернативную энергию солнца и ветра становятся для металлургов дополнительным финансовым бременем. К тому же, как считает Эдер, планы Европейской комиссии по 85-90%-ному снижению выбросов углекислого газа к 2050 г. по сравнению с 1990 г., абсолютно нереальны и потребуют либо созданию неких не существующих в настоящее время технологий выплавки стали, либо демонтажа большей части региональной металлургической промышленности.
Как известно, Европейская комиссия к июню пообещала подготовить программу помощи для отрасли. В этой связи Вольфганг Эдер призывает Еврокомиссию выделить средства на финансирование “цивилизованного” закрытия избыточных мощностей в регионе, а не предоставлять субсидии на поддержку нежизнеспособных предприятий. По мнению ряда аналитиков, одним из вариантов решения может стать и проведение в ЕС резко протекционистской политики под видом заботы об окружающей среде. Впрочем, пока что европейские производители стали вынуждены констатировать очередное ухудшение условий для бизнеса. В мае спрос на стальную продукцию в регионе снова сократился. Как отмечают аналитики, одним из факторов стало ухудшение финансового положения металлургических, дистрибуторских и металлообрабатывающих компаний. Банки все более неохотно предоставляют им новые кредиты и сворачивают действующие кредитные линии. Ряд торговых фирм в последние месяцы обанкротились или ведут переговоры с банками о реструктуризации своей задолженности. Многомесячные задержки платежей превратились в норму. Компания Duferco признает, что вынуждена сама финансировать покупателей своей продукции.
На европейском рынке длинномерного проката в середине мая произошло некоторое улучшение, вызванное возвращение на рынок алжирских компаний, за короткое время закупивших большие объемы арматуры. Благодаря этому металлурги смогли несколько повысить внутренние цены. Однако к концу месяца алжирцы снова покинули рынок, а экспортные котировки на европейскую арматуру опустились до 445-460 евро/т, FOB по сравнению с 460-465 евро/т в первой половине мая.
Котировки на длинномерный прокат на внутреннем рынке Евросоюза тоже быстро вернулись на прежний уровень: 440-450 евро/т, EXW в странах юга Европы и до 475 евро/т, EXW в Германии и Польше. Как считают многие участники рынка, цены могут сохраниться примерно на этом уровне до сентября. Увеличения спроса со стороны европейских строительных компаний в обозримом будущем не ожидается, но и объем предложения будет ограниченным, так как многие производители в регионе решили в этом году остановить свои мини-заводы на ремонт и профилактику на все лето.
На рынке плоского проката ситуация выглядит еще менее утешительной. Спрос на эту продукцию постоянно низкий, а вот объем предложения избыточный. Металлургические компании несмотря на убытки не решаются останавливать доменные печи, так как это может привести к значительным социальным потрясениям. Цены на горячекатаные рулоны варьируются от 430-445 евро/т, EXW в Италии до 450-470 евро/т, EXW в Германии и странах Восточной Европы. Однако при заключении реальных сделок потребители могут рассчитывать на существенные скидки. Большинство аналитиков, при этом, полагают, что в июне плоский прокат продолжит дешеветь. (Rusmet/Металл Украины, СНГ, мира)