Девятый апелляционный суд Москвы отказал в удовлетворении жалобы ГМК “Норильский никель” на февральское решение первой инстанции, которая признала законным итоги конкурса на право пользования южной частью никелево-медного месторождения Норильск-1. Конкурс на месторождение в июне 2012 г. выиграла артель старателей “Амур” – структура “Русской платины” основного владельца группы “Альянс” Мусы Бажаева. Запасы Норильска-1 – 851,3 тыс. т никеля, 1,2 млн. т меди, 35,9 тыс. т кобальта, присутствуют платиноиды и золото. Также на месторождение претендовал “Норникель”. Минприроды должно было передать документы по итогам конкурса на утверждение в правительство в течение месяца, но до сих пор не сделало этого. Компании начали заручаться в споре за актив поддержкой разных госорганов, а с сентября выясняют отношения в судах.
“Русская платина” заявила, что решение апелляции “подкрепляет позицию компании”. Она добивается в суде от Минприроды передачи документов в правительство и выдачи лицензии, но спор был приостановлен до вынесения окончательного решения по иску “Норникеля” к Роснедрам. Теперь, говорят в “Русской платине”, разбирательство с Минприроды должно возобновиться, так как решение апелляции вступает в силу с момента его оглашения (вчера прозвучала только резолютивная часть, мотивировочная будет через пять дней). В “Норникеле” же настаивают, что “в условиях изменения законодательства о недропользовании и с учетом действующего с января правового регулирования, участки недр федерального значения, к которым относится южная часть месторождения Норильск-1, могут быть предоставлены правительством только на основании вновь назначенных торгов в форме аукциона”. Близкий к ГМК источник говорит, что компания продолжит спор за месторождение.
Источник, близкий к акционерам “Норникеля”, рассказывает, что ГМК рассчитывает достичь компромисса с “Русской платиной” на фоне проблем последней с Черногорским платиновым месторождением (расположено рядом с Норильском-1). В ГМК готовы “оказать полное содействие и сотрудничество” по доступу к необходимой инфраструктуре и взамен надеются получить Норильск-1. Осведомленные источники говорят, что речь идет, прежде всего, о допуске к услугам принадлежащего “Норникелю” порта Дудинка, через который должны идти поставки оборудования для Черногорки. “Русская платина” готова рассмотреть возможные варианты сотрудничества по Норильску-1, говорит источник близкий к компании. “Но сейчас Черногорскому проекту создаются искусственные препятствия, которые мы постараемся решить без помощи “Норникеля”, – добавил собеседник “Ъ”. По его словам, в ближайшее время “Русская платина” пожалуется в ФАС на то, что власти Норильска незаконно отказывают компании в землеотводе под дорогу к Черногорскому месторождению и инфраструктуру для его освоения, говорит собеседник “Ъ”.
В правительстве склоняются к тому, чтобы выставить Норильск-1 на аукцион, рассказывали источники “Ъ”. Минприроды поддерживает эту идею, следует из апрельского письма министра Сергея Донского в правительство. Но, как стало известно “Ъ”, в Кремле считают нужным отдать Норильск-1 “Русской платине”. Источники “Ъ” утверждают, что в мае советник президента Антон Устинов направил помощнику президента Эльвире Набиуллиной письмо, указав, что лицензия на Норильск-1 не выдана “Амуру” в нарушение законодательства и реализация предложения Минприроды ударит по инвестиционному климату страны. Кроме того, пишет Устинов, бюджет может понести непредвиденные расходы в размере 4,4 млрд. руб., так как “Амур” потребует возместить задаток в двойном размере (то есть 8,8 млрд. руб.). Эта позиция, продолжают собеседники “Ъ”, отражена и в письме помощника президента Константина Чуйченко вице-премьеру Аркадию Дворковичу от 7 июня, в котором господина Дворковича просят “принять меры” и предоставить доклад по ситуации до 20 июня. Реакции правительства еще нет – представитель вице-премьера сказала “Ъ”, что Дворкович с 9 июня находится в командировке и пока не видел этого письма. Управляющий партнер коллегии адвокатов “Муранов, Черняков и партнеры” Александр Муранов замечает, что если рассматривать только судебный аспект дела, то позиция “Русской платины” в споре с Минприроды обоснована, так как закон не имеет обратной силы. (КоммерсантЪ/Металл Украины, СНГ, мира)