Украинские металлурги испытывают острый дефицит лома черных металлов. Его недостаток они начали покрывать за счет импорта из Казахстана, а также использования российского горячебрикетированного железа, пишет “Коммерсант-Украина”. По данным Министерства доходов и сборов, за восемь месяцев импорт лома черных металлов в денежном выражении вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года -до $52,9 млн. Больше всего его импортировали из Казахстана (на $48,6 млн.) и Молдовы ($2,66 млн.). Металлолом является основным сырьем для электрометаллургических заводов – ДЭМЗ и “Интерпайп-сталь”, а также используется классическими меткомбинатами как вспомогательное сырье.
В ДЭМЗ рассказали, что сейчас на рынке отмечается острый дефицит лома и существует постоянная угроза сокращения производства. По словам аналитика проекта DELPHICA “Укрпромвнешэкспертизы” Юрия Добровольского, металлурги не только импортируют его, но и активно применяют заменители. С июля в Украину с Лебединского ГОКа компании “Металлоинвест” (Россия) было поставлено около 40 тыс. т горячебрикетированного железа. Кроме того, меткомбинаты увеличивают долю чугуна в шихте.
По данным “Госвнешинформа”, летом цены на металлолом на украинском рынке снизились с $295 до $263/т. Аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка объясняет это ухудшением мировой конъюнктуры рынка стали и снижением объемов производства металлопродукции в стране. В результате, по данным “Укрпромвнешэкспертизы”, часть украинских ломозаготовителей решили придерживать лом на складах либо экспортировать его в Турцию, где цены на $10/т выше, чем в Украине. По данным Миндоходов, если по итогам семи экспорт лома черных металлов составил $3,33 млн., то в августе он достиг $17,8 млн. “Механизмов, с помощью которых можно было бы заставить ломозаготовителей снабжать внутренних потребителей, попросту нет. Пока есть возможность экспортировать лом черных металлов, заготовители будут придерживать его на складах”, – говорит Юрий Добровольский. Он отмечает, что в августе и сентябре экспорт лома сдерживала низкая проходимость украинских портов. В эти месяцы зернотрейдеры вывозили урожай, и у них просто не было возможности обслужить все суда, которые могли бы загрузить ломозаготовители. К ноябрю экспорт зерна снизится, и это даст возможность вывезти еще больше лома.
Иван Дзвинка отмечает, что при нынешних объемах производства стали импорт лома может покрыть потребности металлургов, но в случае если конъюнктура рынка улучшится и потребуются значительно большие объемы производства, на рынке может возникнуть реальный дефицит сырья, который уже в следующем году может достичь 1,1 млн. т на сумму $290 млн. Гендиректор Федерации металлургов Сергей Притоманов считает, что решить проблему нехватки лома можно за счет расширения сети ломозаготовительных площадок самими металлургами. Напомним, ранее в трубно-колесной компании “Интерпайп” сообщили, что подконтрольный ей “Днепропетровский втормет” приобрел пять ломозаготовительных площадок: две в Харькове и по одной в Одессе, Житомире и Полтаве. Всего в планах компании открыть 19 собственных производственных площадок в различных регионах Украины. “Вероятно, их примеру должны последовать и другие металлурги”, – полагает Притоманов. (Ugmk.info/Металл Украины, СНГ, мира)