Некогда крупные предприятия вынуждены снижать объемы производства и трансформировать работу, адаптируясь к сложившимся экономическим реалиям. Если оперировать скупыми статистическими данными, то не сразу и поймешь, что в трубном королевстве происходит что-то неладное. Объемы производства в последние годы относительно стабильны, экспорт после 2009 г. рос вплоть до конца 2012 г. Но в текущем году оказалось, что ситуация не такая уж и радужная. С 1 августа должны были начать работу два трубных завода в Луганске и Днепропетровске. Точнее, возобновить производство, остановленное ранее. Однако, похоже, что эти планы удалось реализовать не в полном объеме. Начиная с весны, информационное пространство Украины сотрясают тревожные новости о событиях на ПАО “Днепропетровский трубный завод” (ДТЗ, входит в сферу влияния акционеров корпорации ИСД). В мае были озвучены планы по консервации почти всех производственных мощностей и возможном сокращении 2,4 тыс. работников. ДТЗ был не одинок в подобных непопулярных решениях: осенью 2012 г. остановился выпуск труб на ПАО “Луганский ТЗ” (ЛТЗ). Почему же предприятия, которые не так давно считались флагманами трубной промышленности страны, оказались в столь непростой ситуации? Ведь их коллеги из группы “Интерпайп” не только наращивают выпуск продукции, но и умудряются пускать новые дорогостоящие проекты.
Ответ находится на поверхности и практически полностью совпадает с тем, что происходит в металлургии. Отсутствие собственного сырья, устаревшие технологии и избыточные производственные мощности – вот, что заставляет игроков покидать трубный рынок.
По экспертным оценкам, годовая мощность трубных заводов Украины превышает 5 млн. т, причем некоторые заводы появились в 2000-х годах. В 2012 г. было произведено почти 2,2 млн. т труб (сварных и бесшовных), что оказалось на 6% меньше результата 2011 г. и существенно ниже показателей отрасли в 2006-2008 гг., когда ежегодно выпускалось более 2,5 млн. т трубной продукции. По итогам первого полугодия производство снизилось еще на четверть и составило лишь 890 тыс. т труб.
Следует оговориться, что показатели работы отечественной трубной отрасли традиционно зависят от объемов сбыта труб большого диаметра (ТБД), который снижается. Причина в том, что Россия, которая была основным рынком сбыта этого вида украинской продукции, в 2000-х годах начала реализацию программы импортозамещения. В результате были построены станы-5000 на Магнитогорском МК и Выксунском МЗ, производящие штрипс, несколько линий по выпуску ТБД. Новые мощности практически полностью обеспечили нефтяные и газовые компании продукцией для магистральных трубопроводов.
Без учета статистики ТБД производство сварных и бесшовных труб в 2012 г. увеличилось почти на 3% до 1,7 млн. т, но, несмотря на такие результаты, отрасль переживает непростые времена.
Первой жертвой стал Луганский ТЗ, который, кроме всего прочего, оказался втянут в конфликт акционеров. В октябре 2012 г. завод, отягощенный долгами, был остановлен и уже в августе 2013 г. признан банкротом. Все имущество отошло одному из кредиторов – «Актабанку» (по крайней мере, так заявляли несколько источников), входящему в состав корпорации “Алеф”. Казалось, что очередное предприятие можно списывать в металлолом, но в июле текущего года на его мощностях обосновалось вновь созданное ООО “Луганский трубопрокатный завод” (ЛТПЗ), которое взяло в аренду простаивающее оборудование, наняло персонал и уже с 1 августа обязалось возобновить производство. По словам директора ЛТПЗ Игоря Пыхтина, предприятие планировало на начальном этапе производить около 3,2 тыс. т труб с последующим наращиванием объемов производства. В амбициозных планах новичка – увеличение объемов выпуска продукции, рост доли на украинском рынке и даже создание собственной сбытовой сети (сейчас сетью специализированных трубных металлобаз владеет только флагман отрасли – группа “Интерпайп”).
События в Днепропетровске развивались по схожему сценарию. В июне предприятие прекратило выпуск бесшовных труб, а в июле остановилось производство в трубоэлектросварочном цехе. Такое развитие событий привлекло внимание властей Днепропетровской области, которые вступили в диалог с собственниками ДТЗ. В результате, как следует из пресс-релиза областной госадминистрации, удалось найти компромиссное решение проблемы. Должен был возобновить работу один из двух станов горячей прокатки (бесшовные трубы), а также линия по производству холоднодеформированных труб, что позволило бы сохранить 1,5 тыс. рабочих мест. Еще более двух сотен работников планировали трудоустроить по переводу на предприятия, которые возьмут в аренду трубосварочное, станочное и фасонно-литейное производства. Кто станет арендатором, не сообщалось, но, вполне вероятно, что это могут быть поставщики сырья – листового проката. Среди них замечены как украинские, так и российские металлургические холдинги. Впрочем, в первых числах сентября председатель Днепропетровского обкома профсоюза металлургов и горняков Украины Василий Шевченко заявил, что администрация ДТЗ намерена сорвать достигнутые ранее договоренности и сократить около 1400 человек. “Как оказалось, некоторые руководители завода просто пускали пыль в глаза, заявляя о планах возобновить работу и не увольнять людей, а в реальности ситуация иная”, – сказал В. Шевченко в комментарии “Интерфакс-Украина”, добавив, что предприятие не работает, хотя заказы на его продукцию есть.
Найти рынки сбыта – это основная проблема для трубников. По итогам 2012 г. потребление труб в Украине сократилось почти на 2% до 660 тыс. т. Спад зафиксирован в сегменте труб большого диаметра за счет сокращения темпов модернизации отечественной ГТС, а вот потребление сварных и бесшовных труб несколько увеличилось. Причем основное увеличение поставок на внутренний рынок обеспечили предприятия «Интерпайпа».
Около 70% украинской трубной продукции поставляется на внешние рынки. По данным Госстата, в 2012 г. экспортировано 1544 тыс. т, что оказалось на 6% меньше результатов 2011 г. За 6 месяцев экспорт сократился еще сильнее: минус 35% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Причем снижение произошло не только из-за отсутствия крупных заказов на ТБД, но и за счет почти 30% сокращения внешних поставок сварных труб. Именно в этом сегменте крупными игроками были ДТЗ и ЛТЗ.
Сужение рынков сбыта поставило в выигрышное положение предприятия с более эффективной технологической и организационной структурами, а вот огромные энерго- и ресурсозатратные предприятия, имеющие большой штат, оказались неконкурентоспособны. Не исключено, что процессы, происходящие на Днепропетровском и Луганском трубных заводах, позволят сократить затраты, упорядочить организационные процессы и вернуться в перечень стабильно действующих производителей. Однако их деятельность уже вряд ли достигнет масштабов, существовавших во времена СССР. Конкуренты и рыночная ситуация не позволят. (МинПром/Металл Украины, СНГ, мира)