Вагоностроители борются за удешевление своей продукции: кто-то переходит на более короткие контракты, кто-то выпускает собственное литье и более дорогие вагоны. В течение года арендные ставки вагонов упали вдвое до 600 руб. в сутки – вслед за замедлением железнодорожных перевозок, свидетельствуют данные агентства “Infoline-аналитика”. Но цены на новые вагоны снизились только на 25% до 1,6 млн. руб. за новый полувагон (самый массовый подвижной состав). При этом металлурги снизили цены за год только на 13%, говорит заместитель гендиректора “Уралвагонзавода” (УВЗ, крупнейший производитель вагонов) Руслан Кондрашов. Производители плоского проката снизили цены на 10%, говорит представитель Объединенной вагонной компании (ОВК, входит в группу «ИСТ»). Представитель холдинга СДС (владеет “Алтайвагоном”) не смог оперативно предоставить комментарии. В себестоимости производства полувагона более половины – металлопродукция, в том числе прокат: вагоностроители работают на грани рентабельности, сказал Кондрашов.
Чтобы бороться за удешевление, вагоностроители переходят на краткосрочные контракты. С конца прошлого года УВЗ заключает с ММК, “Северсталью” контракты на месяц, говорит Кондрашов. Долгосрочные отношения сохранились только с Evraz. Представитель ОВК сказал, что компания ведет переговоры о предоставлении предприятию справедливых цен. Но источник, близкий к компании, рассказывает, что компания начала переходить на более короткие контракты с металлургами, а также старается выпускать более дорогие вагоны. Представитель РМ-rail (вагоностроительный холдинг “Базового элемента”) рассказывает, что предприятия холдинга начали производить собственное литье, а также специализированные вагоны, имеющие высокий спрос на рынке. Переход на более короткие контракты – стандартная практика на падающем рынке: вагоностроители надеются, что цены будут снижаться и дальше из-за стагнации на металлургическом рынке, объясняет аналитик “Инвесткафе” Андрей Шенк: так поступают и сами металлурги, переходя на более короткие контракты с поставщиками своей продукции.
Представители металлургических компаний (Evraz, “Северсталь” и ММК) уверяют, что цены на прокат для вагоностроителей рыночные. “В целом цены для вагоностроителей снизились на уровне общего снижения цен на рынке: около 9-10% год к году, а если сравнивать с октябрем 2012 г., то снижение составило около 12%”, – рассказывает представитель “Северстали”. Представитель Evraz сказал, что нельзя однозначно судить о колебании цен на металлопродукцию, поскольку с начала года было как понижение, так и повышение цен. Представитель ОМК лишь отметил, что “цены поставок соответствуют динамике рыночных цен на данную продукцию”. Представитель ММК не ответил на вопросы. Железная руда и коксующийся уголь подешевели с начала года на 2 и 15% соответственно, напоминает аналитик “ВТБ капитала” Игорь Лебединец. “Металлурги уже и так с низкой маржинальностью, поэтому дальше снижать цены не могут”, – считает он.
По мнению представителя РМ-rail, в первую очередь вагоностроители могут сэкономить на крупном вагонном литье (тележки и проч.) – на его долю приходится 57% себестоимости вагонокомплекта (основа вагона), но сейчас цены на литье почти вдвое выше, чем в кризисном 2009 г., поэтому резерв для снижения есть. А пока вагоностроители вынуждены сократить объемы производства. УВЗ уже заявил о намерении сократить его в этом году на 16% по сравнению с прошлым годом – до 20000 вагонов. А “Алтайвагон” (входит в “СДС маш”) планирует выпустить 6200 вагонов (на 27% меньше, чем в 2012 г.). (Ведомости/Металл Украины, СНГ, мира)