Местные власти не дают компании Ferrexpo, контролируемой бизнесменом Константином Жеваго, строить Белановский ГОК под Кременчугом (Полтавская обл.). 14 апреля Автозаводской районный суд города отменил решение Кременчугского райсовета от 27 июня 2013 г. о принятии схемы планирования Кременчугского района, предусматривавшей строительство горно-обогатительного комбината. Иск подал местный активист Владимир Рыженко, утверждающий, что строительство ГОК несет угрозу его здоровью и жизни.
Интересно, что еще в конце февраля свое решение о развитии района, предполагавшее строительство Белановского ГОКа, депутаты Кременчугского райсовета сами же и отменили. Тогда свою позицию новоизбранный председатель Кременчугского райсовета Владимир Соира объяснил тем, что общественность против строительства такого предприятия, поскольку схема застройки предполагает снос 14 сел. Он утверждает: община опасается, что строительство и функционирование такого объекта будет наносить ущерб здоровью населения. А если инвестор вопреки отмене решения начнет сносить жилые дома, Владимир Сиора грозил привлечь бойцов самообороны, чтобы приструнить его. Сиора подтвердил, что местный суд действительно отменил отмененное решение депутатов о развитии региона, предполагавшее строительство Белановского ГОК, поскольку оно было принято “с нарушением процедуры”. “Сейчас инвестор на контакт не выходит, переговоры с ним невозможны”, – говорит глава райсовета.
Впрочем, эксперты полагают, что истинной, или, по крайней мере, основной причиной неожиданного противодействия властей Кременчуга строительству ГОК является позиция крупнейшего предприятия региона – компании “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ), контролируемой группой “Приват”. Еще в марте прошлого года советник по социальной политике “Укртатнафты” Василий Хоменко рассказал, что строительство Белановского ГОК фактически остановит работу нефтекомплекса. Проблема, по словам Хоменко, кроется в том, что карьер для выработки руды ГОК планируется обустроить на расстоянии 700 м от пруда-испарителя НПЗ. Это, по мнению представителя интересов завода, приведет к перетеканию пруда в карьер. Перенести пруд в другое место невозможно, следовательно, если в 2015 г. начнется строительство Белановского ГОК, это будет означать остановку нефтеперерабатывающего завода. “Без пруда-испарителя, который является очистным сооружением и неотъемлемой частью завода, мы не сможем работать”, – отметил Хоменко. Тогда же несколько сотен жителей Кременчуга пикетировали здание местного райсовета с требованием запретить строительство ГОК.
Тот же сценарий повторился и в апреле: местные жители пикетировали и райсовет, и затем суд как раз в день заседания по делу о строительстве комбината. К тому же, как сообщил юрист компании Ferrexpo Виктор Барсук, ее представителей “не уведомили и не пригласили на заседание суда, невзирая на то, что решение непосредственно касается интересов компании”. Это не позволило защите высказать свои возражения в процессе разбирательства. “Несомненно, мы будем оспаривать данное решение в Харьковском апелляционном административном суде, так как видим нарушение прав компании-инвестора. Нас смущает тот факт, что такое серьезное решение было принято за одно заседание, и не исключено, что под давлением пикетчиков, проводивших митинг во время заседания”, – говорит Виктор Барсук.
Белановский ГОК как юридическое лицо был образован компанией Ferrexpo в декабре 2009 г. Предполагалось, что комбинат будет разрабатывать Белановское и Галещинское месторождения железных руд на площади 6 тыс. кв. м. По словам аналитика компании Concorde Capital Романа Тополюка, резервы руды на данных месторождениях составляют 1,7 млрд. т с содержанием железа 30-32%. Запасов руды месторождений хватит на 28 лет. После обогащения добываемого сырья до 67?% можно говорить о предполагаемом получении примерно 30 млн. т товарной руды в год. Данные объемы сопоставимы с мощностями самого крупного объекта Ferrexpo – Полтавском ГОКе, считают эксперты. В I квартале компания увеличила производство окатышей из собственного сырья на 9,2?% по сравнению с январем-мартом 2013 г. до 2,7 млн. т. (Капитал/Металл Украины и мира)