Новые инвестпроекты в транспорте и машиностроении Казахстана позволят сталеварам страны пережить нынешний спад на мировых металлорынках. Однако для уверенного роста казахстанскому чермету нужно будет дождаться завершения создания новых международных транспортных коридоров, проходящих по территории РК.
В начале декабря 2013 г. глава и крупнейший акционер ведущей мировой металлургической корпорации ArcelorMittal Лакшми Миттал посетил Казахстан, где побывал на единственном в этой стране интегрированном металлургическом комбинате полного цикла ArcelorMittal Temirtau. Сталеплавильный гигант является одним из крупнейших градообразующих предприятий Караганды, Темиртау и их городов-спутников, однако в последние годы материнская компания целенаправленно проводит политику снижения занятости. ArcelorMittal развернул многоэтапные программы стимулирования добровольных увольнений на всех своих предприятиях Центральной и Восточной Европы, в Украине и Казахстане, и практически повсеместно такие действия администрации натыкаются на противодействие профсоюзов.
Однако компания заверяет общественность и персонал, что у нее нет другого выхода, поскольку металлургический гигант вынужден конкурировать с предприятиями черной металлургии, имеющими меньшую численность персонала и более удобное для работодателей правовое поле. Так было и в ходе визита человека №1 в ArcelorMittal на свой казахский меткомбинат. Лакшми Миттал потребовал от руководства и коллектива компании ArcelorMittal Temirtau экономии по всем направлениям с тем, чтобы обеспечивать прибыль, достаточную для технического перевооружения. Только в таком случае головное предприятие в Казахстане может рассчитывать на более значительные инвестиции от материнской компании. “Мы здесь для того, чтобы помочь вам, мы здесь для того, чтобы найти какие-то решения, мы здесь для того, чтобы делать инвестиции в эту компанию. Но при условии, что компания будет делать деньги”, – заявил Миттал. Руководитель материнской компании в связи с этим раскритиковал финансовый план ArcelorMittal Temirtau на 2014 г. как недостаточно экономный и призвал персонал комбината создавать рабочие группы, которые могли бы отыскивать новые ресурсы для снижения себестоимости продукции без рисков для стабильной работы предприятия.
Разумеется, сказанное топ-менеджером мирового сталеплавильного гиганта не понравилось профсоюзам и рядовым работникам ArcelorMittal Temirtau, об этом писала и деловая пресса Казахстана. Митталу припомнили не только расходы на церемонию бракосочетания его племянницы Шристи Миттал, оказавшуюся одной из самых дорогих в мире, но и совместную покупку с японской корпорацией Nippon Steel & Sumitomo Metal неудавшегося начинания германской ThyssenKrupp на североамериканском рынке – сталепрокатного завода ThyssenKrupp Steel в штате Алабама (США). Хотя рынок признал покупку весьма удачной (за $1,5 млрд. было приобретено предприятие, на строительство и ввод в строй которого было потрачено не менее $5 млрд.), профком казахского меткомбината посчитал траты не слишком уместными.
Впрочем, даже если бы североамериканская сделка была бы отменена, формирование инвестиционного портфеля материнской компании и распределение его в пользу меткомбината в Казахстане связано с существенными трудностями. С начала всемирного финансового кризиса в 2008 г. мировой сталелитейный гигант никак не может выбраться из убытков, а кредитные ресурсы для него существенно подорожали. С другой стороны, Лакшми Миттал заверил коллектив ArcelorMittal Temirtau в значимости их актива для материнской компании. “Я могу вам сказать, что ArcelorMittal так и будет оставаться владельцем компании. Я даю вам слово, что изменения в этом вопросе не будет, так что мы здесь надолго и будем работать вместе” – сказал сталелитейный магнат.
В том, что ArcelorMittal останется владельцем предприятий в Казахстане, особых сомнений нет. Однако снизить себестоимость и начать получать прибыль, достаточную для инвестирования в обновление предприятия, будет нелегко. Из-за удаленности от морских портов ArcelorMittal Temirtau как экспортер на мировые рынки значительно проигрывает в логистике и транспортных расходах, а географическое положение между двумя крупнейшими сталелитейными державами – Китаем и Россией – обуславливает весьма жесткую конкуренцию и на рынках региональных. Казахстанскому чермету, впрочем, до сих пор удавалось находить ниши на региональных рынках, во всяком случае, за рубеж отправляется более двух третей объема производства на ArcelorMittal Temirtau. Но для дальнейшего расширения сбыта не обойтись без расширения доли поставок внутри страны, кроме того, этого требует и правительство Казахстана в лице премьер-министра Серика Ахметова. В частности, именно увеличение доли внутреннего рынка было названо одним из направлений программы господдержки предприятия, разрабатываемой министерством индустрии и новых технологий по инициативе премьер-министра. Для этого меткомбинату требуется расширение и диверсификация продуктовой линейки. Основой сегмент металлорынка в Казахстане – это трубы различного сортамента, их потребление достигает 1,2 млн. т, но лишь около 200 тыс. т из них выпускаются в Казахстане (производственные мощности по их выпуску в стране пока загружены в среднем на 40%). Бесшовные трубы диаметром от 60,8 до 346,1 мм производит из переработанного металлолома предприятие KSP Steel в Павлодаре, а дочернее подразделение ArcelorMittal Aktau выпускает трубы большого диаметра (ТБД) со спиральным швом с внутренними и внешними полимерными покрытиями. Также в трубном сегменте работают Казахстанский трубный завод (предызолированные трубы для систем теплоснабжения, водоснабжения и нефтепроводов) и Павлодарский трубный завод (прямошовные трубы), а также «ТМК-Казтрубпром» (насосно-компрессорные и обсадные трубы для ТЭКа).
Емкость внутреннего рынка арматуры Казахстана оценивается в 1 млн. т в год, в то же время ArcelorMittal Temirtau продает внутри страны только около 360 тыс. т. Впрочем, ситуация на арматурном рынке страны должна измениться после пуска нового мелкосортопрокатного завода “ЕвразКаспианСталь” в Костанае мощностью 450 тыс. т, состоявшегося 20 декабря 2013 г. Инвестпроект стоимость $131 млн. осуществлен в партнерстве российским металлургическим гигантом Evraz (65%) и казахстанским АО «Caspian Group» (35%). После выхода нового предприятия на проектную мощность, основу предложения арматуры на внутреннем рынке составит продукция национального производителя.
В то же время мощности ArcelorMittal Temirtau по выпуску плоского проката являются профицитными. За рубеж уходит около 80-90% всей произведенной плоской продукции (объем производства – около 2 млн. т в год); экспортная конъюнктура для казахских сталеваров значительно ухудшилась после закрытия доступа на рынок Ирана емкостью около 1 млн. т в год.
Ныне Казахстан осуществляет крупное железнодорожное строительство, в частности, сооружаются магистрали Жезказган – Бейнеу (517 км) и Аркалык – Шубарколь (214 км). Поэтому правительство страны очень заинтересовано в том, чтобы наладить свое производство рельс и постепенно отказаться от импорта. В августе 2012 г. казахстанский железнодорожный оператор “Казахстан темир жолы” и ArcelorMittal Temirtau начали строительство нового рельсобалочного завода в Актобе мощностью 300 тыс. т продукции в год и стоимостью 43,6 млрд. тенге (около $284 млн.). Оборудование для нового предприятия поставит ведущий мировой производитель – компания Siemens-VAI (Италия), на нем будет внедрена новейшая ее разработка – система закаливания железнодорожных рельс idRHa+. После его ввода в строй в июле. и выхода на проектную мощность Казахстан не только обеспечит собственные потребности, составляющие 100 тыс. т рельс и около 20 тыс. т сортового проката в год, но и сможет экспортировать эти виды продукции.
Благодаря новым инвестиционным проектам Казахстан к 2015 г. увеличит потребление стали с 2 до 2,5 млн. т. Это дает гарантию выживания национального чермета, однако для устойчивого его развития необходим рост поставок продукции за рубеж. Пока мировые металлорынки чувствуют себя не слишком уверенно, ситуация, скорее всего, кардинально не улучшится, однако в среднесрочной перспективе это может произойти благодаря новым международным транспортным коридорам, которые уже ныне создает Республика Казахстан. (Вестник Таможенного союза/Металл Украины и мира)