Аффилированный с крымским предпринимателем холдинг «КВВ Групп» может приобрести завод российского «Мечела» в Донецке. Для российской компании, отягощенной долгами свыше $8 млрд., продажа актива, который фактически генерит убытки, критически важна. Впрочем, найти реального покупателя в условиях войны на юго-востоке сейчас непросто.
Холдинг «КВВ Групп», объединяющий компании по заготовке металлолома, штаб-квартира которого находится в Севастополе, выставил оферту «Мечелу» на покупку АО «Донецкий электрометаллургический завод» (ДЭМЗ). Об этом сообщает Forbes со ссылкой на источник. В российской компании от комментариев отказываются.
«Мечел» пришел на Украину в 2010 году. Российский металлург открыл представительство в стране и сменил на ДЭМЗе команду управленцев. Однако первое время контроль над заводом российская меткомпания не признавала. Лишь в конце 2011 года российский холдинг официально подтвердил и закрыл сделку, заплатив за актив $537 млн. предыдущему владельцу — группе «Эстар» Вадима Варшавского. Часть средств на покупку была взята в кредит.
Однако наладить работу украинского подразделения российская компания не смогла, и в 2012 году завод был остановлен в связи с нерентабельностью из-за высоких цен на основное сырье — лом: никакая интернет реклама не помогла.
За весь 2012 год убытки составили $50 млн., только за первый квартал 2013 года сумма чистого убытка ДЭМЗа составила $16 млн. Часть коллектива отправили в отпуск с оплатой двух третей оклада, работал только копровый цех. Периодически завод то запускал, то останавливал свою работу. Загрузка завода в период с 2010 по 2013 год упала с 73 до 14%. В январе 2014 года донецкие власти заявляли, что предприятие в любой момент может быть ликвидировано, а его рабочие получали зарплату в размере 2/3 тарифной сетки. Губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий сетовал, что завод может быть остановлен вообще. По его словам, проблема на предприятии возникла из-за того, что оно слишком часто переходит из рук в руки. Есть у ДЭМЗа и проблема с оборотными средствами. «Есть проблема с возвратами банковских кредитов. А там нужны серьезные оборотные средства на покупку металлолома. Завод серьезно лихорадит. Если в таком режиме акционеры будут с ним работать, то рано или поздно он окончательно погибнет», — объяснял тогда Шишацкий. Прежде это было одно из крупнейших предприятий Донбасса и одно из самых современных металлургических предприятий Украины. Его производственная мощность — 1 млн. тонн стали в год. В 2010 году оно выручило, например, 3,1 млрд. грн (по курсу 2010 года — почти $400 млн.), а его чистая прибыль превысила $200 млн. В 2010 году штат завода включал 2661 человека. Специализируется завод на на выпуске непрерывнолитой заготовки, а также проката из сталей специального качества, в том числе с термообработкой.
Еще в марте прошлого года совет директоров «Мечела» принял решение о ликвидации представительства на Украине, а также прекратил полномочия его директора. Компания активно занялась поиском покупателя на украинский актив. Как ранее сообщали СМИ, владелец «Мечела» и председатель его совета директоров Игорь Зюзин безуспешно пытался продать завод донецкому олигарху Ринату Ахметову. Летом 2013 года «Мечел» захотел обратно продать донецкий завод структурам Варшавского. Покупатель также должен был погасить долг в $81 млн. Закрыть сделку планировалось до конца 2013 года, но в последний момент она сорвалась. Среди возможных претендентов на актив называли «Укрмет» Андрея Киселева и «Донецксталь» Виктора Нусенкиса.
Таинственности сделки и ее покупателю добавил сам «Мечел». В конце 2013 года холдинг сообщил, что получил оферту от «третьей стороны» о приобретении 100% акций завода за $80 млн. Предложение было было принято и остается в силе. Сделку планировали закрыть до конца июля 2014 года. По условиям сделка будет структурирована следующим образом: $20 млн. покупатель платит сразу, а еще $60 млн. — в течение двух лет. Кроме того, покупатель возмещает продавцу расходы по операционной деятельности с 1 января 2014 года. Кто именно приобретает завод, тогда не говорилось.
Завод, по сути, продают за долги. По состоянию на конец декабря 2013 года общая задолженность ДЭМЗа превышала $81 млн. На предприятии работает 1800 человек.
Нынешний предполагаемый покупатель — «КВВ Групп» — занимается сбором металлолома по всей Украине. Группа располагает большим числом заготовительных площадок и пунктов, в частности в Севастополе, Киевской области, Запорожье, Чернигове, Черкассах, Сумской и Хмельницкой областях. Штаб-квартира «КВВ Групп» находится в Севастополе. Компания принадлежит бизнесмену Валерию Кришталю и депутату Севастопольского городского совета Евгению Казьмину. Последний уже получает российское гражданство. Кришталь живет в Киеве. Источники рассказывали, что осенью прошлого года «КВВ Групп» даже якобы приобрела до 50% в капитале ДЭМЗа и получила в свое управление «снабжение сырьем и сбыт продукции завода». Правда, официально Кришталь эти данные опровергал. В трейдерском сегменте металлоломного рынка доля «КВВ Групп» в 2011 году, по оценкам начальника отдела маркетинга УПЭ Юрия Добровольского, составляла порядка 10%.
В связи с началом войны в Донецкой и Луганской областях Украины многие промышленные предприятия региона прекращают работу. Как сообщил на прошлой неделе секретарь по национальной безопасности и обороне Сергей Каплин, 60% промышленных предприятий региона уже остановили свою работу. Перспективы еще более печальные: «Можем только представить, что может быть за несколько месяцев». В ближайшее время украинские власти могут установить в двух областях чрезвычайное положение и остановить работу предприятий вообще.
«Во-первых, неспокойная политическая ситуация на востоке Украины может привести к тому, что украинские заводы могут просто остановиться на неопределенное время. Кроме того, могут прийти отряды самообороны и просто захватить предприятие. Во-вторых, металлургический бизнес на данный момент в Украине — это прошлый век, он был выгодным, когда был дешевый российский газ, и тогда можно было за счет демпинговых цены продавать на мировом рынке металлы», — говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра. Но теперь уже дешевого газа не будет, и в тот же момент мировой рынок завален металлом, поэтому сам металлургический бизнес бесперспективный, констатирует эксперт.
Поэтому сейчас продажа любого металлургического предприятия на Украине — это прежде всего избавление от будущих миллиардных убытков. Тем более что сейчас «Мечел» и так едва справляется с гигантским долгом (чистый долг компании составляет $8,6 млрд.). В связи с этим «Мечел» активно распродает зарубежные непрофильные активы. За последние полтора года удалось сбыть восемь предприятий. Их общая балансовая стоимость на момент покупки составляла $2,47 млрд., а выручить удалось $543 млн. (gazeta.ru/ Металл Украины и мира)