Интервью генерального директора группы «Метинвест».
– Сегодня, во время экономического и политического кризиса, остро стоит вопрос о сохранении социальных гарантий работникам промышленных предприятий. Что ваша компания делает для этого?
– Последние события в стране вызвали напряжение в обществе. Понятно, что результатом кризиса станет рост инфляции. Мы отвечаем за 120 тыс. человек, работающих в группе «Метинвест». И я убежден, что в это непростое время мы должны поддержать их. Выполнение социальных гарантий – это те обязательства, которые мы брали на себя, и мы от них не отказываемся. Поэтому правильным шагом в данной ситуации станет пересмотр уровня заработных плат. На сегодняшний день есть несколько вариантов того, как это может произойти. Вы видите, что национальная валюта нестабильна: ее курс падал до уровня 13 грн./$1, а сейчас вернулся к 11,5 грн. Пока нестабильность продолжается, сложно зафиксировать объем тех средств, которые компания должна компенсировать сотрудникам. Но уже сейчас поставлена задача просчитать несколько сценариев развития событий. Мы рассматриваем разные уровни инфляции. Мы также хотим оценить, как выглядят наши предприятия на фоне других в отрасли. Где-то мы отстаем по зарплате, где-то значительно впереди. Но в любом случае мы уже готовимся к тому, чтобы пересмотреть зарплаты в сторону увеличения в самое ближайшее время. Я думаю, что это произойдет в середине года – в зависимости от того, какая ситуация будет в стране. Нам важно, чтобы наступила определенная стабильность. Тогда станет ясно, в какой точке мы находимся и что у нас происходит. Если события в Украине будут и дальше развиваться в негативном ключе, то мы рассматриваем возможность еще одного повышения зарплат – вероятно, к концу лета.
– По какому принципу происходит этот процесс в компании?
– Как и планировалось, пересмотр заработных плат в апреле произошел на всех предприятиях «Метинвеста». Уже в начале мая каждый сотрудник получил расчетный лист, в котором отражены эти изменения. Уровень роста заработной платы в компании зависит от нескольких факторов. Во-первых, учитывается уровень зарплаты сотрудника относительно его коллег по группе, обладающих такой же квалификацией. Во-вторых, важны результаты его работы за прошлый год. Берутся в расчет и средние изменения оплаты труда, которые происходили на других предприятиях отрасли. В основном, рост зарплат составляет около 10-12%. Есть сотрудники, для которых повышение будет не столь высоким – это высокооплачиваемые для своих позиций специалисты. В то же время у некоторых рост зарплаты превысит 20%. Это коснется тех специальностей, которые ранее оплачивались недостаточно. Например, такая ситуация сложилась в Краснодоне. Мы видели, что на “Краснодонугле” многим серьезно недоплачивают, причем как внутри группы, так и по сравнению с другими предприятиями отрасли. Поэтому прибавка здесь будет больше. Сегодня мы выравниваем заработные платы исходя из принципов нашей внутренней системы ценностей, системы оплаты труда и результатов работы.
– Как вы оцениваете недавние события, произошедшие на “Краснодонугле”? Какие требования сотрудников были выполнены для возобновления полноценной работы предприятия?
– Сейчас сложная политическая ситуация, практически каждый день перед горсоветом Краснодона проходят митинги. Мы видим бездействие властей, которые пока не способны взять ситуацию под контроль. В результате проблемы, которые нужно решать в рабочем режиме, были вынесены на площадь. Прозвучало несколько эмоциональных и нереалистичных требований. Если бы они были выполнены, предприятие пришлось бы закрыть. Например, повышение зарплат в два раза – при том, что мы не отстаем от других предприятий отрасли в два раза. У нас действительно было отставание, которое мы и выравниваем сейчас с помощью пересмотра зарплат. Конечно, снимать с себя вину и обязательства мы не намерены, но такие проблемы должны решаться путем переговоров, а не забастовок.
В среднем на “Краснодонугле” зарплаты сейчас увеличены на 20%. Но я не хочу привязываться к этой цифре, потому что цели добавить какое-то определенное количество процентов не стояло. Запланированное ранее повышение зарплаты составляло в среднем 12,7%. Мы внимательно посмотрели на оплату работников разных специальностей в отрасли и сделали корректировку, которая наиболее адекватно отражает сегодняшний уровень оплаты труда на рынке. В результате по некоторым специальностям повышение составило до 40%. Я сожалею, что этот перекос не был исправлен раньше, но очень благодарен сотрудникам, что они помогли нам это увидеть. В результате мы вошли в первую тройку работодателей угольной отрасли в Луганской области.
На площади также звучали требования смягчить правила охраны труда, но это – абсолютно неприемлемое для нас условие. Если человек нарушает правила безопасности в шахте, он ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь всех коллег, находящихся рядом с ним. Поэтому беспрекословное соблюдение этих правил – принципиальный для нас вопрос. Остальные требования – это те рабочие моменты, в которых нам самим действительно необходимо было разобраться. Происшествие на “Краснодонугле” позволило увидеть те острые углы, которые необходимо сгладить. Понять, где мы не совсем эффективны. Главное, что в итоге наши сотрудники приняли решение о возвращении за стол переговоров, и предприятие возобновило работу. Наша задача на будущее – не потерять ты динамику, которую мы сейчас набрали. История на “Краснодонугле” научила нас тому, что подобные вопросы необходимо решать заранее на всех предприятиях.
– Где вы находите источники для повышения зарплат в условиях кризиса?
– Мы работаем в условиях снижения мирового спроса на металлургическую продукцию. Это приводит к падению цен как на железорудное сырье, так и на готовый прокат. Есть проблема и с тем, что международные банки сегодня неохотно кредитуют украинские предприятия из-за различных негативных ожиданий. В этой ситуации мы должны оценить свои резервы. Наш самый очевидный потенциал – это объемы производства. В особенности, когда мы говорим о производстве железорудного сырья, известняков и углей. Увеличение объемов выпуска позволит добиться получения дополнительных доходов и обеспечить повышение заработной платы.
Вторым источником дополнительного дохода может стать рост нашего оборотного капитала. Проще говоря, необходимо снижать запасы на складах. И здесь будет важна работа наших логистов и специалистов по продажам. Наши планы – к середине года уменьшить складские запасы ЖРС на 200 тыс. т, металлопродукции – на 250 тыс. т по сравнению с 1 января.
Третий источник – наши операционные улучшения. Система непрерывного совершенствования, которая работает на всех наших предприятиях, набрала полный ход и должна дать определенную прибавку, которая позволит закрыть ряд проблем. В то же время я бы не стал ждать серьезного эффекта от девальвации гривны, который сегодня прогнозируют некоторые эксперты. Очень часто при таких резких курсовых скачках цены начинают расти еще быстрее. И в итоге даже для экспортеров этот эффект становится не настолько значительным, как может показаться со стороны. (i24.com.ua/Металл Украины и мира)